Когда отцы-основатели были молодыми

Молодым официально считается сотрудник до 35 лет включительно, хотя и 40 для атомной отрасли, можно сказать, юный возраст. А чего достигли к этим годам отцы-основатели? Мы изучили биографии великих.


Евгений Забабахин (1917–1984)

Боевое крещение на тайном фронте интеллектуальной атомной войны, которую вели наши и американские ученые, Забабахин прошел в харитоновском КБ‑11 — он был одним из разработчиков первой советской атомной бомбы. В числе секретных физиков, удостоенных высоких государственных наград за испытание РДС‑1, был и 32-летний Евгений Забабахин — будущий научный руководитель НИИ‑1011 (сейчас ВНИИТФ). Ученую степень доктора физико-математических наук ему присвоили без формальной защиты диссертации.

Под руководством Забабахина в Челябинске‑70 были созданы уникальные разработки, НИИ‑1011 стал лидером в области создания ядерной «начинки» баллистических ракет для флота, авиационных бомб и артиллерийских снарядов.


Владимир Перегудов (1902–1967)

Уроженец волжского городка Балакова, окончил Военно-морскую академию в Ленинграде. В 1934 году был направлен в спецкомандировку в Германию. Итогом этого стал запуск в серию лучших в ВМФ СССР того времени субмарин типа С — аналогов немецких. К 33 годам Перегудов уже начальник секции подводного плавания Научно-технического комитета ВМФ. Интересно, что отец американского атомного подводного флота Хайман Риковер аналогичной карьерной позиции достиг в 39 лет.

Вскоре после войны Перегудов разработал крайне удачную дизельную подводную лодку проекта 613 — самую массовую (их сдано более 200) в нашем флоте. Но главным делом его жизни стала первая отечественная атомная подводная лодка К‑3 проекта 627, конструирование которой он возглавил в 1952 году. Всего по проектам 627 и 627А построили 13 АПЛ. Их модификацией стала перегудовская же атомарина проекта 645 с жидкометаллическими ядерными реакторами.


Андрей Сахаров (1921–1989)

Отец первой советской водородной бомбы к моменту ее появления на свет, 1953 году, был для такого события просто невероятно молод. Ему шел 33-й год.

Сам Сахаров неизменно подчеркивал, что создание отечественного термоядерного оружия — результат не лично его усилий, а целой группы ученых. Что действительно так. Однако ведущую роль играл, конечно, он. Недаром Игорь Курчатов заявил на собрании в Академии наук СССР по случаю присвоения Сахарову звания академика в 1953 году: «Этот человек сделал для обороны нашей Родины больше, чем мы все».

В термоядерную фазу советского атомного проекта Сахаров, тогда еще кандидат наук, попал на рубеже 1940–1950-х годов, когда был направлен на работу в КБ‑11 Юлия Харитона. К этому моменту Сахаров и предложил гетерогенную схему термоядерного заряда, получившего название «слойка Сахарова» (РДС‑6с). В 1955 году Сахаров с коллегами создал принципиально новый термоядерный заряд РДС‑37, основанный на реализации идеи радиационной имплозии, суммирования энерговыделения реакции синтеза дейтерия и трития и расщепления ядер природного урана‑238.


Авраамий Завенягин (1901–1956)

Назначенный в 1955 году министром среднего машиностроения СССР Авраамий Завенягин окончил Московскую горную академию только в 29 лет, став инженером-металлургом. Но каков был последующий взлет! В те же 29 лет — директор Государственного института по проектированию металлургических заводов в Ленинграде, в 32 года — директор Магнитогорского металлургического комбината, в 1937-м — первый заместитель наркома тяжелой промышленности Союза.

В 1938 году Завенягин становится директором Норильского горно-металлургического комбината, а в марте 1941-го — замнаркома внутренних дел, руководившим всеми основными строительными структурами НКВД (да, ГУЛАГ — слов из песни не выкинешь). В атомном проекте СССР Завенягин участвовал фактически с 1944 года, когда возглавил геологоразведку урана. По неофициальным источникам, умер, переоблучившись на ядерном полигоне. Недаром он так сформулировал главный закон своей жизни: «Максимальная работа в нечеловеческих обстоятельствах».


Борис Дубовский (1919–2008)

Доктор технических наук Борис Дубовский — легенда Средмаша. На его счету пуски первого отечественного экспериментального реактора Ф‑1 (1946), реакторов — наработчиков оружейного плутония и трития на комбинате № 817 (1946–1952) и реактора первой в мире АЭС в Обнинске (1954).

Выпускник Харьковского университета Дубовский пришел в Лабораторию № 2 АН СССР (ныне Курчатовский институт) в 24 года, после фронтового ранения. Группа физиков под руководством Дубовского создала в 1947 году первый советский дозиметр — ДИГД. Дубовский является основателем отечественной системы дозиметрического контроля, задействованной при пусках реакторов и испытаниях ядерного оружия.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также:
Новости
«Ничто не может сдержать развитие атомных технологий»: стартовал «Атомэкспо-2024»
Технологии
Большие вводные: как платформа E-com помогает ускорить ввод в эксплуатацию
Новости
ЦЕРН прекратит сотрудничать с 500 российскими специалистами
Новости
Ученые НЦФМ создали оптическую систему с рекордным быстродействием
Федеральный номер «Страна Росатом» №11 (619)
Скачать
Федеральный номер «Страна Росатом» №11 (619)

О чем говорили на дне информирования — стр. 4

Стартапы МИФИ получили проектное финансирование — стр. 8

Как проводят время после работы строители АЭС «Куданкулам» — стр. 13

Скачать
Технологии
Чип и дарпины спешат на помощь: разработан метод обнаружения рака на ранних стадиях
Показать ещё