Прогулка двойного назначения
Томский информационный центр по атомной энергии запустил образовательный проект Science Walk. Первая научная прогулка прошла в двух городских парках и была посвящена здоровому образу жизни. Микрохирург Андрей Байтингер на ходу рассказывал, почему детский мозг круче взрослого, как сберечь здоровье без помощи врачей, наносит ли МРТ вред организму и почему сегодня нельзя жить без ядерной медицины.
ДОСЬЕ
Андрей Байтингер — микрохирург, специалист в области реконструктивной и пластической хирургии. Сын известного томского хирурга, профессора Владимира Байтингера, основателя томского НИИ микрохирургии. Андрей работает в институте вместе с отцом. Проводит операции по реконструкции суставов и пластические операции по устранению дефектов внешности. Охотно участвует в просветительских проектах. «Я всячески поддерживаю борьбу с мракобесием, ведь когда люди доказательной медицине предпочитают шарлатанов, то упускают драгоценное время», — говорит Андрей Байтингер.
О мозге
Наш мозг, как вы знаете, не гладкий, как мячик, он весь в извилинах, бугристый. Интеллект зависит не от величины мозга, а от площади коры больших полушарий, то есть от глубины извилин. Чем она больше, тем больше нервных клеток, которые могут строить нейронные связи и передавать импульсы. Мы рождаемся с первичными и вторичными извилинами, а третичные формируются позже. Считается, что активнее всего это происходит с 2 до 11 лет и с 19 до 21 года. После 25 процесс образования третичных извилин заканчивается, и мозг уже свою геометрию не меняет. Пополнять багаж знаний и навыков ему становится сложнее. Согласно этой теории, у детей перед взрослыми большое преимущество. Например, они легко и быстро могут выучить любой иностранный язык, пока ходят в сад и начальную школу.
О загаре
Не стоит злоупотреблять солнечными ваннами. Солнечные лучи разрушают коллаген, который так важен для удержания влаги. Кожа иссушается, теряет молодость и упругость, покрывается морщинами. Очень серьезны последствия солнечных ожогов: повреждается не только верхний слой кожи, но и нижние, что особенно опасно, поскольку может произойти перерождение их клеток и начаться рак кожи. Избыток меланина, вырабатывающийся все лето из-за постоянного воздействия солнца, вызывает пигментные пятна. Еще долгое нахождение под солнцем ослабляет иммунитет.
О старении
Наш организм стареет быстро, на молекулярном уровне ему отмерено 35–40 лет. К 30 годам кожа уже вовсю теряет коллаген, после 40 начинается дегенерация нервных тканей. Лет 400 назад нынешний представитель среднего возраста считался глубоким стариком. Тогда жизнь сокращали инфекции, вирусы, голод.
Теперь у нас есть антибиотики, вакцины, но замедлять молекулярную деградацию мы так и не научились. Сегодня качество жизни людей в возрасте снижают травмы суставов и костей, изнашивание внутренних органов. Трансплантация органов, как технология, конечно, быстро развивается. Но можно иметь тело как у молодого и не знать, как им управлять, потому что центральный компьютер — мозг — не работает как надо. Решения этой проблемы в медицине пока нет. Лишь найдя способ продлить жизнь мозга, человек откроет себе дорогу в вечную жизнь.
О ядерной медицине
Серьезные заболевания — это далеко не всегда приговор. Даже после самой сложной операции человек может пройти реабилитацию и жить полноценной жизнью. И во многом это стало возможно благодаря ядерной медицине. Это такое направление, без которого я, как доктор, жить не могу.
Например, у каждой третьей женщины после удаления груди из-за рака случается лимфатический отек. Проблема в том, что удаляются и пораженные метастазами лимфатические узлы, которые выполняют функцию насосов, откачивающих лимфу, когда их нет, жидкость раздувает конечности. Выяснить, сколько точно у пациентки осталось рабочих узлов, можно с помощью лимфосцинтиграфии. Я ввожу радиоактивный технеций и облучаю пациентку в специальной гамма-камере. Технеций светится и движется или стоит на месте, и я могу понять, как мне правильно действовать: сбрасывать лимфу в венозное русло или спокойно работать с живыми лимфоузлами. Ни УЗИ, ни МРТ, ни рентген не дают такой информации. С развитием сцинтиграфии, появлением гамма-камер, радиоизотопов, которые врачи могут вводить в человеческое тело и обнаруживать патологические процессы, диагностика вышла на новый уровень.
В распоряжении онкологов очень много эффективных методик. Например, радиотерапия подавляет активность патогенных клеток с помощью ионизирующей радиации. Несколько лет назад в арсенале докторов появились гамма-ножи, с их помощью можно бороться со сложными формами рака мозга без радикального вмешательства.
КОММЕНТАРИЙ
Елена Горева
Менеджер по развитию ИЦАЭ
— С форматами мы экспериментируем постоянно. Ищем легкие способы подачи информации. Наши проекты объединяют людей разных возрастов, с разным образованием. Мы рассудили, что студенты устали от сидения в аудиториях, а людям постарше на открытом воздухе проще сосредоточиться, когда в мозг поступает много кислорода. Кроме того, прогулка просто полезна. Для нее мы выбрали два красивых места в Томске: Буфф-сад и Игуменский парк. Тему лекции выбрали томичи. Мы постоянно проводим опросы. Люди интересуются не только профилактикой заболеваний, но также хотят получить совет, что делать, если проблема уже есть, какие существуют способы диагностики и лечения.
ВОПРОСЫ УЧАСТНИКОВ ЭКСКУРСИИ
— Может ли гимнастика для лица заменить пластическую операцию?
— Если заниматься гимнастикой регулярно и с молодого возраста, процесс старения замедлится, мышцы лица будут в тонусе. Но от зарядки такого же эффекта, как от пластической операции, не будет.
— Как часто можно принимать радоновые ванны?
— Это медицинская процедура, которую назначают людям с болезнями позвоночника и суставов. Лечение должно проходить под наблюдением врача, дозировка газа рассчитывается индивидуально. У лечения масса противопоказаний.
— Что вреднее, МРТ или КТ?
— Магнитно-резонансная томография (МРТ) абсолютно безвредна. Этот способ исследования внутренних органов и тканей основан на использовании ядерного магнита. А вот при компьютерной томографии (КТ) сканирование проводят при помощи рентгеновского излучения, которое в больших количествах вредно для организма.