Год назад Россия и Узбекистан подписали соглашение о строительстве Узбекской АЭС — первой в Центральной Азии. За это время выбрали потенциальные площадки для строительства станции, на одной из них сейчас идет второй этап инженерных изысканий. Наша корреспондентка побывала на месте работ и узнала, как геодезисты измеряют движение земной коры и зачем гидрологи берут пробы воды из озера Тузкан. А еще попробовала замаринованную в киви баранину и увезла на память веточку волшебного исрыка.

Международное агентство по атомной энергии определило 15 неблагоприятных факторов для строительства АЭС. По заключению специалистов Государственного проектного научно-исследовательского института инженерных изысканий в строительстве, геоинформатики и градостроительного кадастра (УзГАШКЛИТИ), в Фаришском районе Джизакской области есть только один такой фактор, что большая редкость.

Дорога в Фариш

Из Ташкента до поселка Фариш участники пресс-тура добирались около семи часов на автобусе. Дорога долгая, но встретили нас так гостеприимно, что усталость быстро забылась. Для нас устроили традиционный обед. Местные журналисты, узнав, что я из России, с большим воодушевлением стали рассказывать о национальных блюдах: шурпе, лепешках, шашлыке. Мясо для шашлыка здесь маринуют в киви или просто вымачивают в воде из-под крана. Уж не знаю, какая там вода, но баранина оказалась вкусной и очень мягкой.

В день, когда мы ехали на площадку, узбекские школьники вышли на учебу после летних каникул. На подъезде к будущей стройплощадке, в районе Фариша, мы встретили десятки нарядных детей, вдоль проезжей части возвращавшихся домой с праздничной линейки. Школ в этом районе немного, дети зачастую ходят на учебу пешком по несколько километров.

17 томов исследований

До вахтового поселка, в котором живут инженеры-исследователи, мы добрались во второй половине дня. В поселке установлены стенды с геодезическими картами Джизакской области. Главный геофизик УзГАШКЛИТИ Отабек Абдукалимов рассказал, какие работы ведут на площадке: инженерно-геодезические, инженерно-геологические, инженерно-гидрометеорологические, гидрологические исследования. «У нас уже вышло 17 томов исследований, каждый по 200–250 страниц», — ­­­​говорит он.

Геофизики рассказывают журналистам о местности, в которой проходят инженерные изыскания

В первую очередь изучили запрещающие факторы — при наличии которых АЭС строить нельзя. Это, например, активные разломы земной коры, сейсмическая активность, расположение в природоохранных зонах. В Фаришском районе ничего такого нет, строить можно.

На площадку пригласили и местных жителей. Я пообщалась с учительницей русского языка из Фариша Любовью Халиковой. «Очень рада приехать сюда. Обязательно расскажу об АЭС своим ученикам, — ​говорит она. — ​Технологии развиваются, для учебы школьникам необходимы различные гаджеты, компьютеры, а следовательно, и электроэнергия».

Измерить все

На площадке геодезисты измеряют вертикальное и горизонтальное движение земной коры. Показатели собирают весь год, смещение не должно превышать 2 мм.

Для исследований используют передовое оборудование: спутники, лазеры, беспилотники. Если раньше на топографическую съемку такой территории, 378 км2, могло уйти около года, то сейчас с помощью беспилотного летательного аппарата уложились в несколько месяцев.

Исследователи собирают образцы грунта с глубины до 100 м, а в месте возможного расположения энергоблоков — до 120 м. Важно понимать, выдержит ли грунт фундамент тяжелых сооружений. Изучают также скорость ветра, состав воздуха, уровень осадков. Эти данные помогает собрать автоматизированная метеостанция. Каждую секунду все показатели записываются на сервер.

Рядом с площадкой жители ближних поселков пасут коров

Вокруг метеостанции — бесконечная степь. Навожу объектив на максимально дальнее расстояние и вижу пасущихся вдалеке верблюдов.

Исрык в помощь

Местные шутят, что будущая АЭС надежно защищена: в этих местах растет много исрыка — считается, что эта трава защищает от сглаза. Пучки сушеного исрыка подвешивают в домах как оберег. Также засушенную траву поджигают и воскуряют — от болезней и для привлечения удачи.

Священное растение исрык

Желтую степь подсвечивает предзакатное солнце, большие колеса нашей машины уверенно преодолевают кочки. Такое чувство, будто отправился в сафари: не на площадку атомной станции, а на экскурсию по изучению природы Узбекистана. «Места здесь и правда удивительной красоты. Рыба в озере водится отличная — сазаны, судаки, — ​рассказывает наш водитель Ремзи. — ​В апреле были дожди, и мы собирали в степи шампиньоны».

Водитель Ремзи рассказывает о жизни в вахтовом поселке

Ремзи из Ташкента, работает на площадке пять месяцев. Кроме него в исследовательском поселке постоянно живет еще человек сорок. «Телевизор есть, стиральная машинка — все в порядке, комфортные условия», — ​говорит он.

Жизнью в вахтовом поселке доволен и гидролог Всеволод Бадюков, который приехал сюда работать из головного московского офиса «Росатома».

Замеры воды в озере Тузкан

На озере Тузкан Всеволод и его помощник ежедневно проводят замеры воды, спускают датчики на глубину до 30 м. Замеряют электропроводимость, температуру, соленость. Эти данные нужны для проектирования систем водоснаб­­жения АЭС.

«Нужно делать годовой цикл таких замеров. Хотелось бы остаться на площадке на весь период исследования. После московской суеты в этих краях очень легко дышится», — ​говорит Всеволод Бадюков.

«Мы надеемся, что после всех инженерных изысканий нам одобрят эту площадку. Здесь все подходит для строительства: логистика, инфраструктура, климат. Рядом есть железная дорога, будет удобно поставлять оборудование, — ​рассуждает глава дирекции по строительству Узбекской АЭС Отабек Аманов. — ​В Фарише люди встречают нас с воодушевлением. Спрашивают, когда начнется стройка. Все хотят, чтобы было больше работы, больше занятости. Для строительства мы однозначно будем привлекать местные компании, людей из ближайших населенных пунктов».

На холме инженеры-исследователи выложили камнями надпись «АЭС УзГАШКЛИТИ»

Солнце садится. Мы с коллегой взбираемся на холм, на котором камнями выложена надпись: «АЭС УзГАШКЛИТИ». Она как будто была здесь всегда — смотрится органично.

Читайте также про открытие филиала «МИФИ» в Ташкенте — ​первого за рубежом.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: