Рамис Тагиров: «Инженер-конструктор и изобретатель — синонимы»
Томас Эдисон сказал: «Гений — это 1 % вдохновения и 99 % пота». Согласен с ним и обладатель международных наград и звания «Лучший изобретатель Нижегородской области», главный специалист РФЯЦ-ВНИИЭФ, автор и соавтор 45 патентов Рамис Тагиров. 30 % его изобретений уже внедрены.
— Вы изобретатель с почти 40-летним стажем. Как нашли свое призвание?
— Хотел быть летчиком, но не сложилось. Повезло в другом. В школе увлекался авиамоделизмом, делал макеты планеров. Очень нравилось. Окончил Казанский авиационный институт по специальности «аэродинамика». На последних курсах возглавлявший в то время ВНИИЭФ Владимир Белугин пригласил на работу. Подкупило то, что молодым специалистам давали жилье. Это потом я понял, что попал в уникальный научный центр. После защиты диплома остался работать в одном из основных научно-конструкторских отделений центра. Атмосфера там была творческая. Молодых специалистов учили именитые конструкторы — Давид Фишман, Геннадий Соснин, Василий Жогин, Геннадий Иванов и другие. Я впитывал все как губка.
— Как рождаются идеи?
— Я считаю, что инженерконструктор и изобретатель — синонимы. Инженер обречен на совершенствование изделий, которые он создает. Когда совершенство достигнуто — это уже изобретение. Очень важно это заметить и оформить. Если это совершенство признано экспертами, то изобретение состоялось, и вы счастливый обладатель патента.
Радость инженерного творчества и признание его результатов — вот стимул для изобретательства. Во вдохновении есть и соревновательный фактор, когда ты сделал быстрее и лучше. Идеи технических решений возникают, когда ты полностью погружен в проблему, и могут прийти в самый неожиданный момент: по пути на работу, за рулем. Ты живешь этим. Я чаще всего нахожу решения в обсуждении с коллегами. Работа в команде бывает гораздо эффективнее, чем индивидуальное творчество, если она хорошо организована. И я с огромной признательностью отношусь к коллегам-соавторам — Владимиру Афанасьеву, Айрату Бадыгееву и другим. Вместе мы нашли интересные технические решения, они запатентованы.
— Есть у вас самое любимое изобретение?
— Нет изобретений нелюбимых. Все они — результат кропотливой многолетней работы. Но свыше 10 % полученных мной патентов связаны со способами обеспечения безопасности и защиты окружающей среды. Например, в 2001 году на международном конкурсе в Женеве нашему изобретению «Устройство защиты окружающей среды от продуктов взрыва» была присуждена серебряная медаль. Среди внедренных изобретений самое значимое для меня — способ исследования взаимодействия поврежденных объектов с газовыми потоками, оно стало одним из научных положений кандидатской диссертации. Есть и закрытые изобретения. Но в последние 15 лет все открытые.
— Что нужно сделать, чтобы твое техническое решение стало изобретением?
— Если ты выбрал профессию инженера, то должен всегда быть в поиске более совершенных технических решений, а также в курсе актуальных проблем науки и техники. Кроме того, для изобретателя важную роль играет интуиция. Она может сделать гораздо больше, чем точные математические расчеты. Так говорил Яков Борисович Зельдович, с чем нельзя не согласиться.