Добровольное: мифы и правда про добычу урана

Радиофобия вкупе с неосведомленностью — страшная сила. Очередное подтверждение — ситуация в Курганской области. Добыча урана на месторождении Добровольное обрастает мифами еще до начала работ. Распространители страшилок используют стандартный набор: пугают радиацией, техногенной катастрофой, загрязнением воды и т. д. Противопоставить этому можно лишь спокойное научное объяснение, почему это всего лишь мифы. Которые мешают не только добыче стратегического сырья, но и развитию всего региона.


Миф

Добыча урана повышает радиоактивный фон.

Реальность

В рудном теле содержится уран и его производные — радий, полоний, свинец, торий, а также геохимические спутники — селен, мышьяк, сероводород. Они изолированы природными барьерами и не выходят за пределы рудного тела. После извлечения урана методом скважинного подземного выщелачивания концентрация этих веществ (а значит, и природная радио­активность рудного поля) становится меньше.


Миф

Вокруг скважин после отработки месторождения появляются радиоактивные пятна.

Реальность

Радиоактивного загрязнения поверхности не происходит. Самый вредный элемент урановых месторождений — радий 226. Он находится под землей в газообразном состоянии. В ходе добычи радий 226 вступает в реакцию с сульфатом серной кислоты, образуя труднорастворимое соединение. То есть радий 226 переходит в твердую форму, которая никогда не выйдет на поверхность. Радиационная безопасность не снижается, а повышается. Кроме того, грунт полигонов очищают от химического загрязнения в ходе рекультивации. Скважины ликвидируют, надежно изолируя их с помощью технологии тампонирования.


Миф

На месте рудных залежей будут образовываться подземные радиоактивные и кислотные озера.

Реальность

Остаточные растворы нейтрализует сама природа. Она наделила места залегания урана рядом защитных геохимических свойств: кислота довольно быстро нейтрализуется естественным путем. Это делают поглощающие соединения серы бактерии, которые обитают в рудном теле. Факт самоочистки доказан многолетними наблюдениями за поведением остаточных сернокислотных растворов после завершения отработки на трех аналогичных Добровольному месторождениях в Узбекистане, на пяти — в Казахстане, на одном — в Австралии, а также на Далматовском месторождении в Курганской области. Экологи подтвердили результаты наблюдений.


Миф

Разработка урановых залежей приведет к загрязнению реки Тобол, всего Западно-Сибирского артезианского мегабассейна и даже шельфовой зоны Северного Ледовитого океана. Что повлечет за собой радиоактивное загрязнение нефти и снижение экспорта.

Реальность

Добровольное — полностью изолированное месторождение. Все урановые залежи Курганской области расположены в русле реки, протекавшей 140 млн лет назад. Дно и берега — это кристаллический скальный фундамент, практически не пропускающий жидкости. А прямо над месторождением за века накопился водонепроницаемый слой глины толщиной 100–120 м. Таким образом, месторождение урана полностью изолировано от водоносных горизонтов. Если бы естественных барьеров не было, не было бы и залежей урана.

Справка

Добровольное месторождение урана находится в Звериноголовском районе Курганской области. Оно было открыто в 1986 году, но еще не разрабатывалось. Рудное тело расположено на глубине порядка 550 м.

Загрязнение невозможно еще и потому, что Добровольное — месторождение очень компактное. Даже если бы рудное тело не было ограничено естественными барьерами, содержащихся в нем металлов просто не хватило бы, чтобы загрязнить тысячи километров речных русел. И тем более шельф Карского моря, где ведется добыча нефти.

Следовательно, и экспорту нефти добыча урана на Добровольном месторождении не угрожает. А вот добыча урана точно способствует высокотехнологичному экспорту ядерного топлива.


Миф

При добыче методом СПВ под землю закачивают концентрированную серную кислоту.

Реальность

Уран добывают с помощью слабого, неконцентрированного раствора серной кислоты. Выщелачивающий (продуктивный) раствор, который применяется при отработке месторождений урана, содержит всего 0,5–0,6 % серной кислоты. Это 5–6 г на 1 л воды. Если, скажем, такой раствор попадет на кожу человека, даже ожога не будет. Если на месте попадания раствора будет царапина, немного пощиплет.


Миф

При добыче урана радиоактивные и токсичные вещества будут попадать в водоносные горизонты, а потом в колодцы с питьевой водой.

Реальность

Для сооружения скважин применяются обсадные трубы из поливинилхлорида с резьбовым соединением, которые вдобавок склеиваются. Трубы абсолютно герметичны и нечувствительны к реагенту. Стенки труб изолируются от горных пород цементом и вязкоупругими полимерами. Гарантийный срок службы трубы — более 30 лет, в пять раз больше срока эксплуатации скважины. Надежность конструкции скважины проверяется при сооружении и эксплуатации геофизическими методами. Даже если продуктивный раствор выйдет за пределы уранового месторождения, он никуда не распространится. Эксперименты на схожих зарубежных месторождениях и на аналогичном Далматовском показали: геохимический состав грунта таков, что при взаимодействии с реагентом он превращается в гипс, нейтрализуя кислотный раствор.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также:
Технологии
Козырные кванты: фотопрогулка по лабораториям Российского квантового центра
Люди
Синий — ​цвет надежды: как повысить престиж рабочих профессий
Технологии
С легким сердцем: как «Тианокс» помогает хирургам
Новости
В медцентрах тестируют комплекс для анализа качества МРТ
Главное Новости
Проложили курс в кино: вышел документальный сериал «Ледокол знаний»
Федеральный номер «Страна Росатом» №45 (653)
Скачать
Федеральный номер «Страна Росатом» №45 (653)

Как устроено новое здание «Росатома» в Москве — стр. 6

Фоторепортаж из Российского квантового центра — стр. 12

13 лет назад дал ток энергоблок, ставший символом атомного ренессанса в России, — стр. 18

Скачать
Последние записи
Показать ещё