Работа на выдохе, или Зачем стеклодувы «Росатому»

Стеклодув — редкая, но очень нужная для атомной отрасли профессия. Без стеклодувов у научных институтов не было бы лабораторной посуды, специальных приборов и даже стеклянных лабораторных холодильников. Все это изготавливают из расплавленного стекла с помощью умелых рук и сильных легких.

Стеклодув ВНИИНМ Вячеслав Худяков работает в институте 30 лет. Пришел сюда сразу после службы в армии, случайно узнал о вакансии. Опыта работы со стеклом не имел, но не боги горшки обжигают, да и наставники попались хорошие.

«Когда я начинал работать, в нашем цехе было 15 человек. Все старше меня. Я учился у каждого мастера понемногу. Так постепенно погружался в профессию, получал разряды. Сейчас у меня самый высокий разряд, седьмой», — рассказывает Вячеслав.

Творческая работа всегда помогает переключаться после сложных заказов

После реорганизации ВНИИНМ в 2006 году он остался в цехе один. Говорит, сейчас заказов от научных подразделений стало меньше — можно справиться и в одиночку.

Рабочий день начинается в 8:30, заканчивается в 16:30. Каждый день новые задачи, и работа не успевает надоедать. Иногда нужно изготовить стандартные пробирки, а иногда — сложные вакуумные краны из жаропрочного стекла. На один такой кран уходит до трех дней. Сначала нужно выдуть его на горелке с огнем, затем сделать пробку, притереть для более плотного прилегания и сохранения герметичности. Потом отжечь — придать окончательную форму и твердость, для этого необходимо строго соблюдать температурный режим.

«Порой даже не знаешь, что будешь делать завтра. Научные работники сами прикидывают, каким должно быть нужное им для работы изделие. Раньше все придумывали из головы, теперь находят информацию в интернете, заимствуют опыт у зарубежных коллег. Приходят ко мне, спрашивают, смогу ли я такое сделать», — рассказывает Вячеслав Худяков.

Мастер показывает емкости, которые он выдувал: и типовые колбы, и какие-то замысловатые сосуды, и даже стеклянную перьевую ручку, в которую можно заливать чернила, — тоже заказ для ученых.

Бывает, просят сделать сувениры для института. Например, однажды пресс-служба НИИ заказала подарок для коллег — яйцо с цифрой девять внутри (ВНИИНМ в научной среде называют «Девяткой»).

«Я люблю творческую работу. Мозг должен отдыхать — не все же одни краны делать. Мы с коллегами раньше выдували цветы к 8 Марта. Однажды изготовили 12 символов года. Когда дочка была маленькая, выдувал и для нее разные безделушки. Сейчас она в седьмом классе, и ей это уже не очень интересно, — улыбается Вячеслав. — Я стекло люблю. Оно, как пластилин, может принимать самые разные формы. Вообще в природе существует около 1 тыс. видов стекол. Но нашему институту нужны только два: молибденовое и кварцевое».

За пять минут он выдувает из расплавленного стекла тюльпан. От газовой горелки так и пышет жаром — даже страшно подойти. Но для Вячеслава работа с огнем — обычное дело.

Мастер работает и с жаропрочным стеклом, которое выдерживает температуру до 5 тыс. °C

«Тяжелее всего постоянно работать легкими, — признается он. — Работа считается вредной, с 50 лет стеклодувы уходят на пенсию. К счастью, от родителей я унаследовал хорошее здоровье. Я уже пенсионер, но продолжаю работать».

В цехе у мастера три рабочих места. Первое — стол, за которым с помощью газовой горелки он изготавливает небольшие простые емкости, вроде пробирок. Второе — станок с горелкой, он предназначен для больших изделий — тех, что не удержать в руках. Третье — для работы с изделиями из жаропрочного стекла, которое выдерживает температуру до 5 тыс. °C.

Воздух в цехе нагревается от горелок, и летом здесь работать сложнее. «Отпуск я обычно и планирую на лето, — говорит Вячеслав. — Я дачник, люблю отдыхать на природе. Но и летом работаю. Это не самая большая проблема — вытяжки здесь отличные. Систему вентиляции рабочие из ВНИИНМ делали сами, еще в советское время. Ни у кого ничего не заказывали. Здесь все продумано хорошо, на века».

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: