Мустафа Кашка: «Мы не можем допустить ледовой паузы»
![](https://strana-rosatom.ru/wp-content/uploads/2019/03/DSC05327.jpg)
Генеральным директором «Атомфлота» назначен Мустафа Кашка, ранее занимавший должность первого заместителя гендиректора, главного инженера «Атомфлота». Новый директор рассказал, когда будет сдан головной ледокол «Арктика», ресурс каких действующих ледоколов продлят и на каких направлениях «Атомфлот» сосредоточится в ближайшем будущем.
Текст: Светлана Зайцева Фото: «Атомфлот», Балтийский завод
Мустафа Кашка родился 11 мая 1964 года. Окончил Новороссийское высшее инженерное морское училище по специальности «эксплуатация судовых силовых установок». Квалификация — инженер-судомеханик. В 1987 году был принят на работу в Мурманское морское пароходство на должность мастера АППУ атомной группы судов. Работал на атомных ледоколах «Арктика», «Россия», «Сибирь». В 2003 году назначен заместителем технического директора атомного флота, департамента технической эксплуатации атомного флота Мурманского морского пароходства. В 2007–2008 годы — главный инженер «СевРАО». С 2008 года — первый заместитель генерального директора, главный инженер «Атомфлота». С июля 2018 года — и. о. генерального директора «Атомфлота». 26 февраля 2019 года назначен генеральным директором «Атомфлота». Прежний гендиректор «Атомфлота» Вячеслав Рукша стал заместителем генерального директора «Росатома», главой дирекции Северного морского пути.
— Что ждет «Атомфлот» в 2019 году?
— Ключевое событие случится в декабре — начнутся ходовые испытания нового ледокола «Арктика» проекта 22220 (см. справку. — «СР»). К сожалению, официальная сдача судна в эксплуатацию перенесена на май 2020 года. В России долгое время не строили атомные ледоколы. Потребовалось время, чтобы Балтийский завод, на котором строится судно, и другие предприятия, участвующие в строительстве, восстановили компетенции. В этом году мы ожидаем подписания контракта на четвертый и пятый универсальные атомные ледоколы проекта 22220, а также окончательного решения по началу строительства ледокола «Лидер», предположительно на Дальневосточном заводе «Звезда».
— Четвертый и пятый ледоколы проекта 22220 тоже будут строить на Балтийском заводе? Возможен ли срыв сроков строительства?
— Оптимально строить всю серию ледоколов на одной верфи. Думаю, Балтийский завод сможет выполнить работу в срок. Предприятие не только восстановило компетенции, но и увеличило численность персонала. Если в 2012 году, когда был подписан контракт на головной ледокол «Арктика», там работало 1,2 тыс. человек, то сейчас над заказом трудится более 6 тыс.
— Как обстоят дела с продлением ресурса действующих атомных ледоколов?
— Это первоочередная задача. Мы не можем допустить наступления ледовой паузы — вывода из эксплуатации действующих ледоколов до прихода новых. В этом году принимаем решение о продлении эксплуатации реакторной установки ледокола «Ямал» до 200 тыс. часов, ледокол сможет работать ориентировочно до 2028 года. В следующем году будут завершены научно-исследовательские работы в ОКБМ им. Африкантова по ледоколам «Таймыр» и «Вайгач». Ресурс реакторных установок этих судов уже продлен до 200 тыс. часов, следующий шаг — продление до 235 тыс. и 260 тыс. часов соответственно, в таком случае их эксплуатация возможна до 2025-го и 2027 года.
Еще одна важная задача — сокращение сроков ремонта ледоколов и увеличение периода их эксплуатации. Сейчас наши суда востребованы. Если в 2009 году среднее время пребывания ледокола «Атомфлота» в Арктике составляло 158 суток в год, то в 2017-м — уже 278 суток. В планах — 10 месяцев эксплуатации ледокола. То есть в ремонте судно может находиться всего два месяца в году. При этом загрузка в судоремонтном производстве неритмична. Сейчас, например, почти все наши ледоколы находятся в рейсах. Когда они вернутся в порт приписки, необходимо будет провести их техобслуживание, причем одновременно. В штате «Атомфлота» числится 140 судоремонтников, их не всегда хватает для проведения масштабных работ.
В октябре прошлого года мы заключили трехлетний договор на техническое обслуживание и ремонт судов с компанией «Атомэнергоремонт», где трудится около 1 тыс. человек. С их помощью можно будет оперативно увеличивать количество персонала, задействованного в ремонтных работах.
— Расскажите о новых направления работы «Атомфлота».
— Их два. Первое — проект «Портофлот», в рамках которого мы обеспечиваем портовое обслуживание танкеров-газовозов в условиях сложной ледовой обстановки. В 2019 году ожидаем приемку дизельного портового ледокола «Обь», который будет работать как буксир. Судно мощностью 12 МВт сможет эффективно работать во льду толщиной 1,5 м на скорости 2 узла и развивать скорость 4 узла в битом льду толщиной до 5 м. В этом году мы приступим к реализации второго этапа проекта «Портофлот»: будут построены новые буксиры.
Второе направление — строительство ледоколов, работающих на сжиженном природном газе. Их можно строить гораздо дешевле и быстрее, чем атомные. Эскизный проект и основные технические решения для такого ледокола мы уже проработали с финской компанией Aker Arctic Technology. Теперь решаем, будем ли строить суда самостоятельно или совместно с «Новатэком» — ключевым производителем СПГ и главным грузоотправителем на Севморпути.
— Может ли появиться третье перспективное направление развития?
— Хочется, чтобы у нас появились новые суда различного назначения, в том числе грузовые с ядерной энергетической установкой. «Атомфлот» может оказывать услуги по перевозке грузов. Сейчас 80 % мировой торговли происходит за счет морского транспорта, так что потребность в грузовых судах есть, без работы они точно не останутся.
ПРОЕКТ 22220
Проект универсального атомного ледокола разработан ЦКБ «Айсберг» в 2009 году. Атомоходы проекта 22220 станут самыми большими и мощными в мире. В отличие от действующих ледоколов, они будут способны обеспечивать проводку судов как на глубоководных трассах Северного морского пути при осадке 10,5 м, так и на мелководных участках при ограниченной осадке около 8,5 м. Закладка первого, головного атомного ледокола проекта 22220 «Арктика» состоялась в 2013 году на Балтийском заводе. Второй ледокол проекта, «Сибирь», заложен в 2015 году, а третий, «Урал», — в 2016-м.