Косолапый рейс: истории спасения медвежат в Арктике
27 февраля — Международный день полярного медведя. Экскурсовод ледокола-музея «Ленин» Владимир Блинов припомнил две истории о медвежатах, которые по стечению обстоятельств участвовали в арктических рейсах.
Медведь и «Ленин»
Дело было в 1960-е. Моряки «Ленина» приметили на льду детеныша медведя — судя по тому, что он был один, мать погибла. Посовещавшись, решили провести спасательную операцию. Поймали малыша и подняли на борт. Опекуном Миши — так назвали медвежонка — стал инженер по электрорадионавигационным приборам Александр Гамбургер. Этот суровый на вид моряк, который прошел всю войну, питал слабость к животным. Он сделал на палубе загородку, накидал туда снега — получилась берлога. Миша питался продуктами с кухни. Если была возможность, гулял с опекуном по судну — не отходил ни на шаг. Ночами Миша оставался в одиночестве — скучал и принимался реветь. Иногда так, что слышно было в каютах. Тогда капитан Юрий Кучиев звонил Гамбургеру с ультиматумом: «Выбирайте, Александр Георгиевич: или я, или ваш медведь — сна никакого». Инженер поднимался с постели и шел на палубу гладить и успокаивать подопечного.
Медвежонок был похож на неповоротливого щенка. С ним играли, гладили, пытались даже обучать командам. Через несколько месяцев плавания Миша подрос. Стоя на задних лапах, был ростом с человека. У экипажа появилась новая забава — вольная борьба с медведем. Моряк обхватывал медведя поперек живота и пытался повалить. Миша старался устоять на задних лапах. Зубы и когти в ход не пускал. Вокруг собиралась толпа болельщиков — кричали, смеялись, делали ставки.
Никаких ЧП на борту из-за медведя не случалось. Но Миша быстро рос, а вес взрослого самца достигает 500 кг. Вернуть в Арктику его было нельзя: зверь не умел охотиться. В итоге его передали зоопарку.
Подарок президенту
До того как Александр Гамбургер пришел на ледокол «Ленин», он служил на дизельном ледоколе «Мурманск». Там опекал другого сироту, с которым тоже не разлучался несколько месяцев — медвежонок даже жил в его каюте. Он считал Александра Гамбургера мамой, постоянно обнимал его и бурчал что-то на ухо. Потом это животное стало настоящей звездой: экипаж подарил его президенту Финляндии Урхо Кекконену, об этом писали во всех газетах. Поселился медведь в зоопарке Хельсинки.
Через несколько лет Александр Гамбургер был в командировке в Финляндии. Конечно, выкроил время на зоопарк. Медведь Гамбургера узнал, заревел и стал бросаться на решетку. Служители зоопарка перепугались. Решили, что животное сошло с ума. Александр Гамбургер объяснил, в чем дело, и с большим трудом получил разрешение подойти к клетке. Они с медведем обнялись через прутья заграждения и долго так стояли. Говорят, на глазах у обоих были слезы. Насколько мне известно, это была их последняя встреча.
Сейчас медведей на борт ледоколов не берут. Даже подкармливать диких животных в Арктике не положено. Экипажи ледоколов об этом хорошо знают и соблюдают правила.