Включи свой город
Агентство стратегических инициатив (АСИ) и «Росатом» проводят отбор в программу «100 городских лидеров». Поддержку получат лучшие проекты, направленные на решение городских проблем. В рамках целевого отбора участие в программе примут 10 городов присутствия «Росатома».
Текст: Дарья Быстрова / Иллюстрация: Sidewalk Labs
Самые интересные проекты агентство вместе с «Росатомом», ВЭБом, «Дом.рф» готово брать на поддержку, сопровождение, обеспечивая наставниками, моделью взаимодействия с региональными органами власти, с бизнесом, рассказала гендиректор АСИ Светлана Чупшева президенту России Владимиру Путину на заседании наблюдательного совета агентства.
Активисты из любого российского города могут презентовать свой проект на сайте 100gorodov.ru. Проекты делятся на два типа. Первый — ревитализация городских пространств и объектов, то есть изменение функционального назначения при сохранении историко-культурного облика. Например, превращение заброшенной промышленной площадки в креативный кластер. Второй — расширение функционала городских пространств и объектов. Это может быть организация досуга на детской площадке, в парке, на набережной, лекций в библиотеке или разработка мобильного приложения для горожан. В общем, любые проекты быстрого изменения городской среды, не связанные с капитальным строительством, — такой подход называют тактическим урбанизмом.
При отборе в программу экспертное жюри будет обращать внимание прежде всего на востребованность проекта и на то, поможет ли он решить конкретную проблему или удовлетворит ли запрос жителей. Также жюри учтет охват населения, разнообразие форматов привлечения граждан и новизну идеи. Изучат эксперты и бюджет: приоритет у проектов, не требующих существенного увеличения затрат на содержание объектов и предлагающих альтернативные способы финансирования. Наконец, будут учитываться такие показатели, как просчитанный эффект от реализации проекта, масштабируемость и компетентность участников команды.
В команду должно входить от двух до пяти человек — представители минимум двух из трех секторов: общественности, бизнеса и муниципальной власти. Представитель общественности может быть сотрудником НКО, профессионального объединения или просто активным гражданином, представитель бизнеса — индивидуальным предпринимателем или сотрудником корпорации, в том числе с государственным участием, а представитель муниципалитета может быть сотрудником любого учреждения, не обязательно мэрии.
Заявки и проекты в сопровождении небольшого мотивационного видео принимаются до 10 февраля. Команда, прошедшая отбор, участвует в девятимесячном марафоне продвижения и развития своих проектов. К ней прикрепляют наставника, который будет не только координировать командную работу, но и обеспечивать выход на экспертов федерального уровня. Участники марафона изучат опыт других городов — в режиме онлайн и посетив их лично. Совместно с Внешэкономбанком будут проводиться инвест-питчи. Это короткие встречи с потенциальными инвесторами, где нужно будет бороться за финансирование.
В финале командам помогут «упаковать» проект — сделать его окупаемым и финансово устойчивым, обеспечат информационную поддержку, а работа с городскими сообществами и партнерами проекта позволит выстроить правовую и экономическую модель, которую потом можно будет использовать и в других городах.
При этом огромное количество проектов можно осуществить без инвестиций — с помощью заключения партнерских соглашений, спонсорской и меценатской помощи различного формата. Наконец, большое значение имеет и культура малых дел, когда, например, создание интернет-приложения с интересными городскими локациями или лучшими пешеходными маршрутами не требует финансовой поддержки, но при этом позволяет сделать город намного интересней в глазах жителей и туристов.
В программе «100 городских лидеров» главное — не деньги. А создание культуры изменений к лучшему с помощью организации устойчивого сообщества неравнодушных городских жителей, которые хотят изменить свое место жительства к лучшему и знают, как это сделать.
«Сделать из активистов настоящих лидеров — наша ключевая задача. При этом важно в каждом городе не просто запустить проект, который был бы близок и понятен горожанам, но и сформировать устойчивое городское сообщество, готовое воплощать множество других идей, меняя город к лучшему», — резюмирует руководитель Центра городских компетенций АСИ Татьяна Журавлева.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Андрей Полосин
Руководитель управления по работе с регионами «Росатома»
— Руководство госкорпорации уделяет большое внимание развитию городов присутствия «Росатома». Повышение качества жизни там — одна из трех приоритетных задач в нашей стратегической повестке. Развитие территорий невозможно без активности на местах. Программа «100 городских лидеров» направлена на формирование инициативных управленческих команд. Думаю, первый опыт не только софинансирования, но и объединения усилий и компетенций специалистов АСИ и «Росатома» в области управления даст хорошую основу для работы в рамках нацпроектов.
Марина Фролова
Генеральный директор информационного альянса «Атомные города»
— Мысль организовать сообщества, которые занимались бы перезагрузкой, улучшением качества жизни городов, давно витает в воздухе. Программа «100 городских лидеров», которая объединит такие сообщества, способна, вдохновляя примером первопроходцев, изменить к лучшему не только 100, но и 1 тыс. городов. Сообщества, объединенные какой-либо позитивной идеей, вовлекают в свою орбиту все большее число граждан и создают синергетический эффект. Этой цели служит и площадка «Гражданин страны Росатом», которая занимается в том числе коммуникацией между властью и обществом, а также привлечением активного населения к обсуждению вопросов социально-экономического развития территорий.