До 12 и старше

13 ноября здание «Росатома» на Большой Ордынке наводнили школьники. Почти 300 ребят пришли на лекцию проекта «Научные чтения», организованную для школьников в возрасте от 12 лет. Что такое энергия? Когда наконец появится телепорт? Из чего состоит квант? Удовлетворить любопытство юных слушателей вызвался генеральный директор ФЭИ, доктор физико-математических наук, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники Андрей Говердовский.

Текст: Ольга Ганжур / Фото: «Страна Росатом»

Руководитель ФЭИ уже однажды участвовал в «Научных чтениях», но состав слушателей с тех пор существенно изменился. «После первой лекции Андрея Говердовского сотрудники подходили и просили сделать нечто подобное, но для их детей, — вспоминает одна из организаторов чтений, менеджер проектного офиса «Росатома» по повышению вовлеченности и внутренним коммуникациям Вероника Крутикова. — Мы полгода готовились, и вот наконец пригласили детей сотрудников московских организаций, а также три класса с углубленным изучением физики — один из Москвы и два из Обнинска».
Можно было привести друзей. Так, Денис Лавриненко из московского лицея № 1501 о лекции узнал от товарища — сына атомщиков. «Мне наука всегда была интересна, много читал про радиоактивные вещества, ядерные реакции, — рассказывает юноша. — У меня много вопросов, на которые я сегодня рассчитываю получить ответы от настоящего ученого. Я сам хочу работать в науке, но в какой области — пока не скажу».
Кроме того, АО «Наука и инновации» организовало трансляцию лекции в ряде атомных институтов. Только в ФЭИ посмотреть ее в прямом эфире пришло более сотни школьников.
«Википедия» поможет
«Перед такой аудиторией мне никогда не приходилось выступать, но я не волнуюсь, — сказал Андрей Говердовский перед началом мероприятия. — Когда начал готовиться к лекции, задал себе вопрос: как мне объяснить школьникам 12+, что такое ядро? И отсюда все пошло. Когда определишь предмет разговора, то все становится просто и ясно». Ученый не знал, что на его выступление просочатся и более молодые слушатели…


«СКОРОСТЬ СВЕТА — МАКСИМАЛЬНАЯ, О КОТОРОЙ МЫ ЗНАЕМ. А Я УВЕРЕН, ЧТО СУЩЕСТВУЮТ ТАХИОНЫ — ЧАСТИЦЫ, КОТОРЫЕ ДВИЖУТСЯ БЫСТРЕЕ. ХОТИТЕ — ПОСТАРАЙТЕСЬ ИХ НАЙТИ»


«Наверное, сложнее всего будет отвечать на вопросы, — рассуждал гендиректор ФЭИ. — Все школьники сейчас со смартфонами, залезут в интернет, найдут какой-нибудь сложный термин и потребуют растолковать. Но у меня с собой тоже телефон, поэтому в крайнем случае скажу: сейчас посмотрю в «Википедии».
Пустой мир
Свою лекцию Андрей Говердовский назвал «Ядерная физика: самое интересное из невидимого». «Я не буду вам показывать комиксы и глупые детские картинки — у нас сегодня разговор очень серьезный. Вам предстоит понять, как устроен наш мир. А понимать мир — значит владеть им», — уверен ученый. Незаинтересованных товарищей такое начало отсекло сразу. Руководитель ФЭИ позже признался, что на этих «Научных чтениях» поставил личный рекорд: один из его слушателей уснул на восьмой секунде лекции. Зато любознательные приосанились — настоящий ученый говорит с ними на равных!
Андрей Говердовский объяснял школьникам физический смысл всем известной формулы E = mc2, говорил о тождественности массы и энергии: «Вся энергия сосредоточена в ядре. А ядро в 10 тыс. раз меньше самого атома. Выходит, наш мир практически пустой, только ядра обладают массой». Один из слушателей, девятилетний Егор, не выдержал и громко возмутился:
— Какой же он пустой, почему же я тогда вас вижу, могу вот кресло потрогать, а рука сквозь него не проходит?
— Потому что мы живем не на ядерном уровне, а на уровне атомов и молекул. Все взаимодействия между нами, все, что мы видим в окружающем мире, — цвета, предметы, друг друга — все обеспечивается электронами, которые вращаются вокруг ядра.
Быстрее света
Руководитель ФЭИ рассказал школьникам о строении ядра и о том, как изучают ядра различных элементов. «Ядра нельзя увидеть, поэтому исследовать их — все равно что рассматривать зрителей в абсолютно темном зале, — говорит Андрей Говердовский. — Нужен фонарик». У современных ученых есть «фонарики» разной мощности: от небольших ускорителей заряженных частиц до Большого адронного коллайдера. Участники «Научных чтений» узнали, как синтезируют ядра новых химических элементов.
Затем настало время вопросов от школьников.
— Свойства какого ядра больше всего поразили ученых? — интересуется старшеклассница из Обнинска.
— Ядро водорода содержит один протон и один-единственный электрон. Это самый простой элемент, но он неисчерпаем. При очень высоких энергиях он умеет превращаться в самые разнообразные частицы, — отвечает Андрей Говердовский.
— В формуле E = mc2 с обозначает скорость света. Это же самая быстрая скорость в природе, как она может быть в квадрате? — недоумевает другая участница «Научных чтений».
— Скорость света — максимальная, о которой мы знаем. А я уверен, что существуют тахионы — частицы, которые движутся быстрее. Хотите — постарайтесь их найти.
— Сможет ли человечество научиться телепортации? — спрашивает юноша из московской школы.
— Я не большой в этом деле оптимист, — признается ученый. — Когда я был не намного старше вас, мы в Дубне проводили опыты по телепортации протонов, у нас ничего не получилось, мы обиделись и решили, что это не наш метод.
Микрофон снова попадает в руки девятилетнего Егора.
— Насколько я понял, мы видим предметы окружающего мира, потому что атомы поглощают фотоны. Можно сделать устройство, которое расширит расстояние между ядром и электроном, чтобы фотоны могли свободно проходить сквозь атом, а объект оставался невидимым?
Андрей Говердовский так поражен идеей юного школьника, что не сразу находит ответ.
— Можно, я думаю, но это будет ваша задача, — наконец говорит он.
Следующий вопрос тоже заставляет ученого серьезно задуматься:
— Что такое энергия?
— Да вы, батенька, философ. Попробую объяснить на пальцах. Если вы захотите что-то изменить в мире вокруг вас, вам придется затрачивать определенные усилия. Вы будете затрачивать то, что мы называем энергией.
— Из чего состоит квант? — спрашивают генди­ректора ФЭИ.
— Пока я знаю, что квант — это чистая энергия. Квант возникает, когда сложная система переходит из возбужденного состояния в менее возбужденное. Пока считается, что квант элементарен. Но, возможно, со временем людям удастся проникнуть еще глубже в суть вещей и мы узнаем о кванте много нового.
Продолжение следует
После лекции в «Инстаграме» появилось не меньше сотни селфи школьников с Андреем Говердовским — чем не показатель успеха мероприятия? «Мне бы хотелось, чтобы после этой лекции хотя бы один из слушателей решил, что ему ядерная наука интересна на всю жизнь, — говорит ученый. — Со мной так и было: в 15 лет услышал по телевизору лекцию профессора МИФИ об исследованиях в ЦЕРН — и влюбился в науку навсегда. Через годы исполнил свою мечту и побывал в Европейском центре ядерных исследований. Думаю, чем больше мы будем общаться с молодежью, тем больше талантливых людей осознанно к нам в отрасль придут».
Организаторы «Научных чтений» уже планируют новые детские мероприятия. «В апреле перед ЕГЭ сделаем лекцию по русскому языку. Скорее всего, прочтет ее специалист отдела документооборота «Росатома» — у нее большой опыт проведения семинаров для сотрудников, она очень интересно и доступно рассказывает», — сообщила Крутикова.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также:
Новости
«Ничто не может сдержать развитие атомных технологий»: стартовал «Атомэкспо-2024»
Синхроинфотрон
«Сыто-пряно» и весело: как проводят время после работы строители АЭС «Куданкулам»
Технологии
Большие вводные: как платформа E-com помогает ускорить ввод в эксплуатацию
Новости
ЦЕРН прекратит сотрудничать с 500 российскими специалистами
Новости
Ученые НЦФМ создали оптическую систему с рекордным быстродействием
Федеральный номер «Страна Росатом» №11 (619)
Скачать
Федеральный номер «Страна Росатом» №11 (619)

О чем говорили на дне информирования — стр. 4

Стартапы МИФИ получили проектное финансирование — стр. 8

Как проводят время после работы строители АЭС «Куданкулам» — стр. 13

Скачать
Показать ещё