Приметы Новоуральска
Изначально Новоуральск должен был стать городом-курортом, но стал центром уникального атомного производства. В новом южном микрорайоне многие улицы названы в честь атомщиков – строителей города и комбината: Чурина, Кикоина, Жигаловского и других. Впрочем, жители Новоуральска гордятся не только этим. Они называют свой город культурной атомной столицей. И имеют для этого все основания.
ТЕКСТ: Мария Хохлова. ФОТО: Вера Данилова
В Новоуральске есть и орган, и духовой оркестр, и художественная школа. А театр музыки, драмы и комедии с его колоннами, мраморной лестницей, арочными окнами и прочими атрибутами сталинского ампира вот уже почти 70 лет — культурный бренд атомного города.
Здание выросло всего за 11 месяцев. Старт авральной стройке дало постановление Совета министров СССР, подписанное Сталиным. Документ гласил: «Обязать Главпромстрой Министерства внутренних дел СССР, Стройуправление МВД, Главстрой СССР и Уральскую базу технического снабжения ввести в действие театр на 700 мест». Так в крохотном населенном пункте, который в официальных бумагах того времени именовался базой техснабжения, появилось учреждение культуры, достойное крупного города. Двери театра распахнулись 5 ноября 1951 года. Первый сезон открыла постановка «Счастье», воспевающая эпоху правления Иосифа Джугашвили.
«Представляете, как это тогда выглядело. Приезжаете в глухую деревню, где стоят фанерные бараки, и вдруг такой театр, — рассказывает заместитель директора Театра музыки, драмы и комедии Андрей Костюшкин. —Научной интеллигенции надо было обеспечить высокий уровень культурного досуга — люди до середины 1950-х были невыездные. Есть легенда, что когда театр строился, Лаврентий Берия инспектировал площадки. На станции Свердловск он заметил состав с оборудованием для Новосибирского музыкального театра, увидел люстры красивые и говорит солдату: мол, отцепляй вагон, вези на станцию Верх-Нейвинск. Солдат якобы заупрямился, сказал: «Меня расстреляют, если я это сделаю». Берия ответил: «Тебя все равно расстреляют». Все люстры, бра в фойе и зрительном зале по легенде из того самого вагона. В театре все было по высшему разряду — первая труппа состояла из солистов столичных театров. В трудовых книжках они значились работниками комбината, а в графе «Должность» было написано: «Артист цеха такого-то».
Ведро с ураном — к богатству
«Ежегодно мы выпускаем шесть-семь премьер, — продолжает Андрей Костюшкин. — Благодаря проекту «Территория культуры «Росатома» к нам приезжают известные деятели культуры, при виде здания реакция всегда одна: большие глаза и возглас «вау»! Никто не ожидает в маленьком городе увидеть такой театр. Главным событием нынешнего года станет спектакль «О сотворении мира», в его основу ляжет произведение Карла Дженкинса «Месса мира», его поставит московский режиссер Дмитрий Волосников. Сомневался, работать ли с нами, а потом приехал, прошел по залу и говорит: буду ставить. У нас акустика хорошая и высокий профессиональный уровень труппы».
От икон до фьюзинга
Детская школа искусств — еще один повод для гордости новоуральцев. Учреждение занимает просторное трехэтажное здание.
«Дети учатся семь лет, многие поступают в творческие вузы», — рассказывает заместитель директора школы Елена Шамина, переходя из зала в зал и показывая то кукол ручной работы, то панно, то выставку рисунка.
На третьем этаже галерея, большое светлое пространство, много ламп и солнца — свет попадает через окна в потолке. Вдоль стен — ряды картин: дипломные работы выпускников. Но здесь размещают и полотна профессиональных художников. В прошлом году здесь закончилась реконструкция — такой выставочной площадки нет ни в одной художественной школе Свердловской области.
«В рамках программы «Развитие культуры Свердловской области» каждый год проходят конкурсы на предоставление субсидий, — рассказывает главный специалист отдела культуры администрации Новоуральска Ольга Лисицына. — Если в бюджете города предусмотрены средства на софинансирование мероприятия, есть шанс победить в конкурсе и улучшить материальную базу учреждения. Благодаря поддержке министерства культуры Свердловской области мы реконструировали выставочный зал и оснастили фьюзинговую мастерскую».
«У нас единственная в области мастерская фьюзинга, то есть спекания стекла в печи, — продолжает Елена Шамина. — Печь большая, стоит в соседнем здании. А вот это техника «тиффани», тут обжига нет, вырезаются кусочки из стекла и между собой соединятся фольгой с помощью паяльника».
Выставка бус, тарелок и ваз ослепительно ярких цветов — хочется смотреть на них снова и снова. Изделия из стекла, над которыми дети работали весь год.
С выставочным залом граничит иконописная мастерская. Здесь свет мягкий, золотой — это бликуют иконы. На рабочем столе — липовые доски, кисточки, карандаши, здесь почему-то хочется разговаривать вполголоса. На стене — фотографии работ.
«Вот поклонный крест из чугуна, — показывает художник Владимир Дубровин. — Он выполнен для Верх-Нейвинской церкви Воскресения, установлен на месте оскверненного кладбища. Поселок Верх-Нейвинский основан в 1662 году, был очень маленьким, но в нем было пять церквей и железоделательный завод, построенный Прокофием Демидовым. Сюда Петр Первый ссылал стрельцов, каторжный край процветал, очень богатые люди здесь жили. На местном кладбище стояли памятники, сделанные из каррарского мрамора, удивительно красивые. В конце 1930-х годов могилы разорили. А сейчас восстановили церковь, обозначили место захоронения. Рад, что довелось в этом поучаствовать».
Собрали на орган
Орган — главное достояние детской школы искусств. Электронный инструмент звучит на разные голоса — воспроизводит тембры лучших органов мира. Может вести себя как духовой орган — как бы задыхаться в момент воспроизведения многозвучного.
«Орган — народный, — явно не впервые, но с удовольствием рассказывает историю уникального инструмента заместитель директора школы по культурно-просветительской работе и инновационному развитию Екатерина Журавлева. — Представители городских обществ, филармонического и хорового, заговорили о том, что городу нужен орган, а глава Новоуральска посоветовал заручиться поддержкой общественности. На одном из собраний встала пенсионерка, достала 50 рублей и со словами: «Это на орган» положила их на стол. С этого момента деньги стали собирать горожане, благотворители, мы писали письма, проводили акции, в них участвовали выпускники, первые лица города — начальник управления социальной политики играл на баяне, глава города — на гитаре, все деятели культуры отметились в проекте. А в конце и бюджет города подключился. Собрали больше 3 млн рублей».
В ТЕАТРЕ ВСЕ БЫЛО ПО ВЫСШЕМУ РАЗРЯДУ — ПЕРВАЯ ТРУППА СОСТОЯЛА ИЗ СОЛИСТОВ СТОЛИЧНЫХ ТЕАТРОВ. В ТРУДОВЫХ КНИЖКАХ ОНИ ЗНАЧИЛИСЬ РАБОТНИКАМИ КОМБИНАТА
Атомные сувениры
Коммуникационную площадку «Атомграды России» устроили для горожан в центральной публичной библиотеке. На полках — литература об истории отрасли, информация о продукции предприятий, тонкостях производства, на стене карта — красным отмечены АЭС, а желтым — ЗАТО «Росатома». В реализации мероприятий центра очень помогают гранты госкорпорации и УЭХК. Благодаря такой поддержке состоялись две всероссийские конференции, проводят тематические конкурсы. В центре можно получить информацию, которая еще совсем недавно была государственной тайной.
«Вот так выглядит порошок урана-235, который у нас производят на УЭХК». «А это центрифуга, она делает 1500 оборотов в секунду». «Одна урановая таблетка дает энергию, которая позволит компьютеру работать без подзарядки 300 суток».
Библиотекари наперебой демонстрируют свои познания в атомной теме. «Мы всего этого не знали, пока не запустили проект, и физика от нас была далека, и атомы не близко», — со смехом говорит одна из авторов просветительской идеи, заведующая центром «Атомграды России» Ирина Кайнова. И уже серьезно добавляет: «Центр появился в 2015 году, в юбилейный год атомной отрасли. В зоне присутствия «Росатома» десять ЗАТО, все как братья-близнецы, а при этом близко не знакомы. Благодаря проекту мы наладили тесную связь, устраиваем телемосты, викторины. Мы узнали, что в Заречном запросто можно встретить лося — на остановке, в песочнице, там всюду лосиные тропы. Или что в Железногорске недавно поставили памятник пропуску. Всем рассказываем про неофициальный символ нашего города — ведро с ураном. Этот образ три года назад презентовали на «Иннопроме» в Екатеринбурге. Взяли обычное ведро, подсветили зеленым и наполнили его камнями — так обыграли производство по обогащению урана на УЭХК. Появилась такая шутка — встретишь бабу с ведром урана — к богатству. Ведра разошлись на сувениры с посылом «Обогащайтесь».
На стойке у входа и установлено такое ведро с зеленоватыми камнями. С ним фотографируются посетители, гладят камни — как уверяют библиотекари, это верный способ разбогатеть.
Директор трех «Ш»
Альфред Аршинов — почетный гражданин Новоуральска, звание получил за вклад в развитие города и атомную отрасль. В разные годы руководил тремя заводами УЭХК, в закрытом городе он прожил 60 лет и многое для него сделал.
«Таких я уважаю: на пятый этаж бегом — это по-моему!» — с такими словами встречает на пороге своей квартиры фотографа Веру Альфред Аршинов. Выглядит 84-летний атомщик максимум на 70. Комплименты по поводу собственной прекрасной физической формы для него — повод пошутить: «Когда мне задают вопрос: «Когда у вас день рождения?», отвечаю: «15 июня». Уточняют: «Какого года?», говорю: «Каждого!» А если спрашивают рецепт долголетия, советую всегда мыть руки перед обедом». Скоро становится ясно: гигиена важна, но физкультура и активный образ жизни все-таки важнее — в спальне ветеран держит два комплекта лыж.
«Вышел на пенсию в 75, — рассказывает он. — Отпраздновал покупкой горных лыж, а на классических беговых стою с детства. Был чемпионом СССР среди студентов, проезжал дистанцию до 50 км. До сих пор катаюсь на охоте. Трофеи хранятся на даче — шкура медведя, рыси, рога сохатых. Не могу сидеть без дела, я член общественной палаты при главе Новоуральского городского округа, руковожу клубом научных работников УЭХК. Сейчас добиваемся для Новоуральска статуса территории опережающего развития. Последние два года плотно занимались созданием памятника центрифуге».
«Вот панорама комбината. Вот здания, похожие на три буквы Ш, — указывая на снимок на стене своего рабочего кабинета, рассказывает атомщик. — Здесь был завод фильтров, завод центрифуг и завод электрохимических преобразователей. Я был директором их всех. На первом этапе развития отрасли революцию сделали фильтры, это ядерный щит страны. Газовая диффузия как способ обогащения урана — в прошлом, но работа была сделана блестящая, мои наставники получили за нее Ленинскую премию. Фильтры для разделения изотопов урана с грубыми порами, потребляющие много энергии, мы заменили новыми, с размерами пор менее 10 нанометров. Я был на пуске фильтрового завода, был его директором, а в 1988 году закрывал производство, утратившее актуальность: на смену фильтрам пришли центрифуги. Газоцентрифужный завод возглавлял 10 лет, еще участвовал в создании электрохимических генераторов тока для космических кораблей в рамках программы «Буран». Разрабатывал и неурановую продукцию — мы делали искусственные почки, серьезное развитие в наши дни получило и созданное нами в 1990-е годы высокотехнологичное производство каталитических блоков для автомобилей».
Но главным в жизни Альфред Аршинов все-таки считает семью: жену, детей, внуков и правнуков. Их фотографии в доме повсюду. «Это правнучка Полиночка, это внук Тимоша, — рассказывает ветеран. — Мне в жизни повезло с работой, городом, друзьями, но в первую очередь с женой — она замечательная, в прошлом году мы отметили бриллиантовую свадьбу».
Квартирный ответ от «Росатома»
Строительство социально значимых объектов и квартир для жителей ветхих домов в мэрии Новоуральска считают одним из главных достижений последнего года. Это стало возможным благодаря финансовым поступлениям от консолидированной группы налогоплательщиков «Росатома».
У Раисы Гришиной вещи почти собраны, узлы занимают полкомнаты. Пожилая женщина живет в старой деревянной двухэтажке на улице Ленина и ждет не дождется ордера на заселение в новую квартиру в четырехэтажном доме на Садовой. Жилье сдадут через несколько месяцев, однако Раиса Гришина готова переезжать хоть завтра.
«Живу здесь 33 года, — рассказывает хозяйка. — Дом построен еще в 1948-м, щели шириной в две ладони на потолке и стенах появились несколько лет назад. Мы с соседкой через эти дыры друг с другом переговаривались. Посуда в серванте все время дребезжит. Жилищная комиссия постановила — нас надо расселять. Теперь ходим на Садовую, смотрим, как наши дома строят. Волнуемся, какие стены, какие полы, мечтаем, чтоб напор воды был хороший и электроплиты поставили, а не газ, — нам тут эти баллоны надоели, сил нет».
Две четырехэтажки на улице Садовой растут буквально на глазах. Строительные материалы доставляют в срок, бригады работают с 8 утра и до 9 вечера. Уже началась внутренняя отделка квартир.
«Делаем ремонт под ключ, кафель укладываем в санузле, проводку уже проложили, — рассказывает бригадир штукатуров Евгений Беспоместный. — Квартиры эконом-класса, но хорошие».
Раиса Гришина новую квартиру получит бесплатно, площадь ее будет такой же, как и в старом доме. Новостройки возводят по программе «Ветхое жилье». Всего в 2018 году на реализацию социально значимых проектов по соглашению между правительством Свердловской области и госкорпорацией Новоуральск получит 300 млн рублей.
«Эти деньги дали нам возможность возобновить городское строительство, — рассказывает глава Новоуральского городского округа Александр Баранов. —Помимо домов на улице Садовой построили два социальных дома в селе Тарасково, в 24 квартиры заселили жителей двух ветхих бараков. Два 40-квартирника на Садовой введем в эксплуатацию в октябре».
Деньги пойдут не только на жилье, но и на продолжение строительства школы в селе Тарасково, а также на сооружение нескольких спортивных объектов.