Споры о пенсионной реформе
Председатель Российского профсоюза работников атомной энергетики и промышленности (РПРАЭП) Игорь Фомичев и представители негосударственных пенсионных фондов атомной отрасли разошлись в оценках пенсионной реформы.
Текст: Светлана Зайцева / Фото: Shutterstock
«Нельзя бездумно копировать западный опыт»
Игорь Фомичев
Председатель РПРАЭП
— Правительство предлагает повысить пенсионный возраст для мужчин на пять лет и для женщин на восемь, но в детали не вдается. А вопросы возникают. Например, что будет с теми, у кого вредные условия труда и кто сейчас имеет право выйти на пенсию раньше? Мне никто не может ответить на этот вопрос, а в законопроекте не указаны категории граждан, которые сохранят льготный выход на пенсию.
В законопроекте ничего не говорится и о людях, которые ничего не отчисляют в пенсионный фонд, — самозанятых, работающих по серым и черным схемам. Таких в России, по разным оценкам, от 15 до 20 млн. Я 40 лет делаю отчисления в пенсионный фонд, набегает прилично. А какой-нибудь дядя, который всю жизнь никуда ничего не платил, потом говорит: дайте мне пенсию. И получает ее. Фактически и из моих денег. Сохранится ли эта схема после принятия нового законопроекта? Вопросов больше, чем ответов. Пока все настолько сыро, что не только в галошах, но и в резиновых сапогах не пройдешь.
— Что предпринимает РПРАЭП?
— Мы проводим собрания коллективов на предприятиях «Росатома», обсуждаем законопроект, собираем вопросы, чтобы c ними пойти в правительство. Обсуждение повышения пенсионного возраста должно проходить гласно, демократично, чтобы люди не вышли на улицы.
— Какой пенсионный возраст вы считаете оптимальным?
— Женщины должны уходить на пенсию не позже 58 лет, мужчины — 62. Западную модель, когда на пенсию выходят после 65, нам бездумно копировать нельзя: там и продолжительность жизни совсем другая, и рынок труда, и доходы. Если увеличить пенсионный возраст для женщин до 63 лет, как сейчас предлагает законопроект, то в стране, например, будет фактически ликвидирован «институт бабушек». Если им придется работать на восемь лет дольше, кто будет заниматься детьми, у которых родители на работе? Я в детстве куда угодно мог один пойти, а мою внучку сейчас из школы не выпустят до тех пор, пока за ней кто-то не придет. Некоторые говорят: наймите няню. Но средняя зарплата по России — 38 тыс. рублей. Как на эти деньги няню наймешь?
— У вас есть идеи поправок в законопроект, касающиеся сотрудников атомной отрасли?
— Никаких особых поправок для атомной отрасли быть не может, атомщики получают льготы наравне с другими работающими гражданами. Другой вопрос, что в отрасли мы можем формировать негосударственные пенсионные программы. Есть, например, «Атомгарант» и «ВНИИЭФ-гарант». Человек отчисляет процент от заработной платы, предприятие тоже, сумма аккумулируется на индивидуальном счете. Сотрудник выходит на пенсию и из негосударственного фонда получает дополнительные пенсионные выплаты. Но если будет принят новый законопроект, боюсь, люди станут выходить из негосударственных пенсионных программ. Скажут: а какой в этом смысл, если я, может, вообще до пенсии не доживу? То есть новый закон может разрушить и негосударственную пенсионную систему.
«Зато пенсии будут больше»
Ирина Шаврина
Вице-президент «Атомгаранта»
— Сегодня в фонде «Атомгарант» отчисляют средства более 77 тыс. сотрудников предприятий отрасли. 39 тыс. получают дополнительную пенсию в настоящий момент. Главная особенность программ нашего фонда — участие и работника, и предприятия на условиях софинансирования. Работник ежемесячно перечисляет в фонд от 0,8 до 2% зарплаты. Процент зависит от возраста, стажа, фонда оплаты труда. А работодатель добавляет 2– 4%. Условно, на каждые 100 рублей работника 200 рублей добавляет работодатель. Средства аккумулируются в фонде, и по итогам каждого года на пенсионные счета начисляется инвестиционный доход, 6–8 % годовых. Понятно, что чем больше сумма на счету, тем выше дополнительная пенсия. Поэтому копить начинать лучше за 10–15 лет до наступления пенсионного возраста.
Количество участников наших программ растет. Отток очень незначительный, как правило, за счет увольняющихся с предприятий отрасли.
Что касается законопроекта по увеличению пенсионного возраста, то это приведет к более продолжительному периоду накопления пенсии и увеличению ее размера.
Владимир Орлов
Контролер, «ВНИИЭФ-гарант»
— В нашем фонде 24 тыс. участников. Большая часть — из РФЯЦ-ВНИИЭФ, но есть и сотрудники других атомных предприятий, а также муниципальных предприятий Сарова. Около 1% клиентов, заключивших с нами договор, решают его впоследствии расторгнуть. Часто они объясняют это сложным материальным положением. Про опасение не дожить до нового пенсионного возраста пока никто не говорил.
С экономической точки зрения повышение пенсионного возраста совершенно оправданно. В противном случае у Пенсионного фонда России просто не будет денег, чтобы выплачивать пенсии. Лично я эти изменения поддерживаю. Пусть моя пенсия наступит на пять лет позже, зато выплаты будут больше.