И газ, и два, и три
Мировой рынок сжиженного природного газа (СПГ) в последние годы бурно развивается. Россия, один из крупнейших производителей и импортеров природного газа, стремится закрепиться и в этом сегменте. Директор по газонефтехимии «Атомэнергомаша» Владимир Смирнов рассказал «СР», как машиностроительный дивизион готовится к росту производства СПГ в стране.
Текст: Иван Моргунов / Фото: «Газпром», Total, Алексей Багманян
— Почему «Атомэнергомашу» интересно направление СПГ?
— Во-первых, это крупный перспективный рынок сбыта для наших предприятий. Причем новый, только-только формирующийся.
Во-вторых, это зона для получения конкурентных преимуществ. Не секрет, что фактически 100% мирового рынка изготовления ключевого оборудования и технологий для производства СПГ занято иностранными компаниями. Российские компании, которые первыми выйдут и закрепятся на этом рынке, получат преимущество первопроходцев. Отдельно хочу отметить, что государство понимает важность развития СПГ-тематики и поддерживает его.
В-третьих, для нас это стратегическая задача. Предприятия дивизиона производят широкий ассортимент оборудования для наших традиционных рынков — нефтепереработки и нефтехимии. Освоив криогенные технологии, мы создадим основы производства оборудования для водородной энергетики в стране.
Экономно, экологично, перспективно
— Использовать СПГ выгодно?
— О том, насколько это выгодно, говорит бурный рост этого сегмента газовой промышленности в мире. Вообще выделяют три крупные области применения СПГ: как судовое топливо, газомоторное топливо для коммерческого наземного транспорта — автобусов, тяжелой грузовой техники — и для энергоснабжения неэлектрифицированных районов.
По экспертным оценкам, экономия при переводе одного тяжелого карьерного самосвала с дизельного топлива на СПГ в соотношении 50 на 50 — несколько миллионов рублей в год, судна водоизмещением 18 тыс. т класса Arc 7 — до 5 млн рублей на 1 тыс. км маршрута, а экономия на стоимости топлива при замене дизельной генерации на СПГ на удаленных территориях — до 40%. При повышении цен на нефтепродукты экономические преимущества будут только расти.
Другой важный стимул для перехода на СПГ — его экологичность. Международное и российское экологическое законодательство ужесточается, обеспечивать эти требования при использовании традиционного топлива становится все дороже. Особенно это актуально для проектов в Арктике, где сохранение уникальной экосистемы является безусловным приоритетом.
— Насколько развито производство сжиженного природного газа в России и в мире?
— Если сравнивать с традиционным газовым рынком, доля СПГ у нас пока невелика. Но, как я уже говорил, это самый быстроразвивающийся сегмент газовой отрасли. За последнее десятилетие объем мирового рынка СПГ вырос более чем вдвое — до 250 млн т в год, а к 2030 году прогнозируется увеличение этого показателя до 450–600 млн т.
Также прогнозируется увеличение объемов производства СПГ на малотоннажных заводах, продукция которых и ориентирована на конечного потребителя. Сейчас это скорее нишевой рынок с развитым потреблением в отдельных странах — Китае, США. По мнению экспертов, с учетом развития инфраструктуры и преимуществ потребления СПГ, малотоннажное производство может стать одним из революционных прорывов на мировом газовом рынка с ежегодным потреблением более 100 млн т к 2030 году.
«НАША ЗАДАЧА — ЗАКРЕПИТЬСЯ И, ВОЗМОЖНО, ДАЖЕ ВОЗГЛАВИТЬ ЭТО ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ, ПОСТАВЛЯЯ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ КЛЮЧЕВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ СПГ-ПРОЕКТОВ»
В России развитие рынка СПГ пока отстает от мирового. Суммарная производственная мощность составляет порядка 16 млн т в год на двух крупнотоннажных производствах — это две очереди проекта «Сахалин-2» и первая очередь «Ямала СПГ». При этом экономическая политика государства и планы ключевых нефтегазовых компаний позволяют уверенно прогнозировать рост объемов крупнотоннажного производства СПГ в России до 120 млн т к 2030 году.
Закрепиться и возглавить
— Весь этот объем пойдет на российский рынок?
— К сожалению, сейчас у нас фактически нет внутреннего рынка потребления СПГ. И если перспективы развития экспортно ориентированного крупнотоннажного производства СПГ понятны, то перспективы развития рынка малотоннажного производства, ориентированного на конечного потребителя, туманны. В России работает не более 10 заводов по малотоннажному производству СПГ, тогда как в Китае уже порядка 500 мини-заводов, ездит около 200 тыс. автомобилей на СПГ, построено 20 бункеровочных понтонов для заправки судов и около 2 тыс. других инфраструктурных объектов. И они планируют к 2025 году удвоить эти показатели.
— С чем связан разрыв в объемах производства в России и в мире?
— Разрыв в российском и мировом крупнотоннажном производстве СПГ в первую очередь связан со зрелостью отрасли и доступом к технологиям. Например, в США отрасль СПГ начала формироваться еще в 1960-х годах. С тех пор там появились технологии, предприятия, рынок. У нас ничего этого не было, поэтому заводы строят зарубежные компании, которые приходят со своими техническими решениями, подрядчиками и выполняют весь цикл работ: от инжиниринга до поставок оборудования и строительства. В этих условиях у российских предприятий не было возможности конкурировать.
В малотоннажном производстве СПГ в России отсутствуют тиражируемые решения «производство — потребление». Но ситуация меняется. В этом году Минпромторг подготовил дорожную карту локализации в России производства критически важного оборудования и адаптации технологий для производства, хранения, транспортировки и использования СПГ. Она подразумевает также создание полигона для испытаний криогенного оборудования и развитие внутреннего потребления СПГ. По мере реализации программы к 2022 году определятся игроки нового рынка, производители оборудования, появится инфраструктура. Наша задача — закрепиться и, возможно, даже возглавить это перспективное направление, поставляя в первую очередь ключевое оборудование для СПГ-проектов.
— Разве у нас нет своих технологий сжижения газа?
— По крупнотоннажному производству СПГ своих технологий пока нет. Но «Газпром» совместно с одним из крупных российских производителей газового оборудования разрабатывают замещающую технологию сжижения газа смешанным хладагентом. Эту технологию можно будет не только масштабировать, но и поставлять на экспорт.
Что касается среднетоннажного производства, другая крупная нефтегазовая компания будет применять на четвертой очереди завода, строящегося в рамках проекта «Ямал СПГ», собственную каскадную технологию сжижения газа, которая будет реализована на российском оборудовании.
В части малотоннажного производства есть апробированные российские и зарубежные технологии, но развитие рынка тормозит отсутствие сильного игрока, который взял бы на себя создание тиражируемых моделей «производство — потребление» и организацию пилотных проектов.
Криогенные перспективы
— У «Атомэнергомаша» уже есть контракты на изготовление оборудования для СПГ-проектов?
— Мы активно работаем с крупнейшими нефтегазовыми компаниями по программе импортозамещения. Заключили ряд контрактов на общую сумму 0,5 млрд рублей практически по всей линейке ключевого оборудования сжижения для четвертой производственной линии среднетоннажного завода по проекту «Ямал СПГ». На «ЗиО-Подольске» начато производство пяти витых теплообменников и емкости мгновенного испарения. В ОКБМ для этого проекта производятся насосы для СПГ. Успешное выполнение этих заказов позволит получить референции и откроет доступ к десяткам аналогичных проектов.
В части крупнотоннажного производства СПГ готовимся к контрактации по проекту «Арктик СПГ-2» и планируем локализовать производство широкой линейки оборудования. Ведутся переговоры по организации на «Атоммаше» производства крупнотоннажных витых теплообменников по технологии компании Linde. Подписано соглашение о локализации турбодетандеров и высокопроизводительных насосов для СПГ с французской Cryostar, дочерним предприятием Linde. А ОКБМ прорабатывает комплектную поставку крупнотоннажных модулей верхних строений морских платформ — заводов СПГ.
«ЦНИИТМАШ» разработал специальную марку криогенной стали, которая дешевле и легче зарубежных аналогов. Ею уже заинтересовались несколько металлургических компаний и проектных институтов.
Но нам надо переходить от производства оборудования к инжинирингу, выбирая проекты, в которых мы получим новые компетенции. Поэтому мы рассматриваем возможность создания на базе ОКБМ национального инжинирингового центра и стенда для испытаний криогенного оборудования.
— Что это за стенд?
— Это несколько криогенных петель, где под нагрузкой можно проводить испытания насосов, криогенной арматуры, турбодетандерных агрегатов, стендеров, вакуумных трубопроводов, судового криогенного оборудования, систем хранения СПГ. Без этого стенда мы не можем начать изготовление насосов для крупнотоннажного производства и строительство хранилищ СПГ. Согласно дорожной карте Минпромторга, построить стенд необходимо до 2022 года. Стоимость проекта по разным оценкам составляет до 3,5 млрд рублей
— Вы говорите «если». Разве его может построить кто-то другой?
— Это пока только наша инициатива. На данном этапе любая компания, которая верит в развитие СПГ у нас в стране, может предложить правительству свой вариант. Окончательное решение должно быть принято до конца этого года.
У «Росатома» есть уникальная возможность не только сформировать рынок СПГ в стране, но и занять на нем лидирующие позиции путем создания тиражируемой референтной модели производства и потребления сжиженного газа на объектах госкорпорации.