Травяных дел мастер

Заведующий лабораторией «ЦНИИТМАШа» Виктор Ефимов на работе изучает свойства стали, а в свободное время — свойства трав. Мы напросились к нему в гости — попробовать салат из одуванчиков и узнать, почему на приготовление фирменной настойки требуется пять лет.

 Текст: Светлана Зайцева / Фото: «Страна Росатом»

Виктор Ефимов накрывает у себя кабинете стол. Достает из холодильника пакет со свежей зеленью: сныть, одуванчик, лук, крапива, любисток, чеснок, петрушка. Мелко режет и комментирует: «Все с моего огорода, утром нарвал. Дикие травы есть не бойтесь, они полезные». Вместе с салатом раскладывает по тарелкам ломтики колбасы и вареный молодой картофель в кожуре. Поливает салат ароматным маслом и приглашает меня с фотографом к столу. После нас ждет чай со смородиновым листом, липовым цветом, мятой, душицей, чабрецом, сосновыми почками и золотым корнем. За чашкой благоухающего напитка Виктор Ефимов рассказывает о своей жизни.

Подножный корм

Родился Виктор Ефимов в 1944 году. В небольшой подмосковной деревне в послевоенные годы семья едва сводила концы с концами. «Мать с утра даст кусок хлеба и стакан молока. И все — свободен до вечера, приходи на ужин», — вспоминает он.
Чего только не ели тогда дети: сныть и щавель, анис и клевер, разные корешки, ягоды. «Это было жизненной необходимостью, — говорит Виктор Ефимов. — Разобраться в травах помогали бабки, особенно одна, которую считали знахаркой. Ее в деревне побаивались, но при болезнях шли за помощью. Я приносил листочки, а она о них рассказывала».
О покупных игрушках приходилось лишь мечтать, но рядом был лес. «Нужна клюшка или машинка? Идешь туда, берешь корягу и вырезаешь, что хочешь. Развивает воображение», — улыбается Виктор Ефимов.
После школы он устроился на завод учеником слесаря. Стал покупать справочники лекарственных растений. Теперь в лес ходил с книгой — смотрел, как по-научному называются травы, известные с детства, запоминал их свойства.
Год Виктор Ефимов проработал на заводе, а потом поступил в Московский станкоинструментальный институт. «Потому что в армию идти не хотел», — объясняет он. Учиться понравилось. В 1971 году стал аспирантом в «ЦНИИТМАШе», потом —младшим научным сотрудником, сейчас наш герой заведует лабораторией обработки металлов давлением.
Помимо достижений в разработке технологий «ЦНИИТМАШ» славился и спортивно-физкультурной работой, туризмом. Виктор Ефимов с радостью ходил в походы. Пока ребята на привале ставили палатки и доставали из рюкзаков припасы, он отправлялся в лес и вместе с ветками для костра собирал травы. Лесную закуску коллеги прозвали салатом Ефимова. «Кроме того, я мог оказать первую помощь при ожоге или порезе. Подорожник, ромашка, облепиха — все шло в ход», — добавляет наш собеседник.

Именной эликсир

Салатами дело не ограничилось. Виктор Ефимов увлекся приготовлением настоек. За 40 лет составил 10 рецептов. Зимние — с хреном или можжевельником, покрепче. Летние — ягодные, помягче. Настойка послаще, с облепихой и медом, очень нравится женщинам. Недавно Виктор Ефимов сделал настойку на травах и боярышнике. Говорит, похоже на хороший коньяк.
За год получается несколько сотен бутылок. «Все расходится по знакомым, по застольям. Друзья алкоголь в магазинах покупать перестали, перешли мои настойки», — говорит Виктор Ефимов. Вершиной своего творчества считает бальзам «Ефимов» — 90 ингредиентов. Над рецептом трудился несколько лет. Изучал, как готовили настойки в Древней Руси, в альпийских монастырях, в Тибете. Виктор Ефимов утверждает, что бальзам повышает работоспособность, стимулирует обмен веществ, выводит токсины. И быстро ставит на ноги во время простуды, особенно если добавлять его в чай вместе с малиновым вареньем и медом.
Производство бальзама «Ефимов» занимает пять лет. Спирт-ректификат Виктор Ефимов смешивает с собственноручно собранным березовым соком. Это основа напитка, она настаивается полгода-год, потом фильтруется через березовый уголь. Второй год — настаивание трав, корений и пряностей. Многие ингредиенты настаиваются отдельно, по своим рецептурам. На третий год — черед купажирования, смешивания. Еще год-два настойка созревает в погребе, вкус ее округляется.


ВИКТОР ЕФИМОВ: «Я ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЙ. ОБЩАЮСЬ С РАСТЕНИЯМИ КАК С ЛЮДЬМИ. ЕСЛИ НАДО СРЕЗАТЬ ВЕТОЧКУ, МЫСЛЕННО ОБЪЯСНЯЮ ДЕРЕВУ, ДЛЯ ЧЕГО ЭТО ДЕЛАЮ, ПРОШУ РАЗРЕШЕНИЯ»


Виктор Ефимов делает и чайные сборы — профилактические и лечебные. «Моя мать 101 год прожила. Когда нездоровилось, просила принести травок. Я принесу — она заварит и пьет. Говорила, сразу легче становится», — рассказывает Виктор Ефимов.
Травяные чаи требуют грамотного подхода. Взять, например, тысячелистник. Чуть больше добавишь — и нет чая, пересиливает горечь. А листа малины можно сколько угодно, ничего плохого не случится. Сбор трав идет с апреля и до первого снега. У каждого растения свое время. «Я чувствительный. Общаюсь с растениями как с людьми. Если надо срезать веточку, мысленно объясняю дереву, для чего это делаю, прошу разрешения», — говорит Виктор Ефимов.

Полынь из Перу

Виктор Ефимов и по сей день живет в доме, который после войны отстроил его отец. «Деревянный дом и 100 лет стоять может», — говорит он. В саду сохранились плодовые деревья, которые сажали родители. Главный долгожитель, яблоня антоновка, плодоносит с 1948 года.
Из скотины у Виктора Ефимова только кошка. «В основном для красоты, хотя иногда и мышей ловит. Когда заболеет, лечу. Недавно смотрю — глаза у нее воспалились. Я настойкой прополиса промыл, все прошло. Кошка теперь ластится, благодарит, хотя это не в характере кошек», — замечает Виктор Ефимов.
В молодости он много путешествовал, не оставил эту привычку и теперь. В прошлом году ездил в отпуск в Перу, был на Мачу-Пикчу, Титикаке. «На высоте более 4 тыс. м насобирал горную полынь. Для бальзама лучше не придумаешь», — рассказывает Виктор Ефимов.
В институте Виктор Ефимов исследует термодинамические характеристики сталей, занимается новыми технологиями, сотрудничает с заводами, поставляющими изделия для атомной промышленности. «Чтобы в этой области освоиться, нужно лет десять — двадцать. В нашем деле требуется непрерывное совершенствование. Нужно следить за новинками, изучать мировой опыт, систематизировать знания. Не расти профессионально — неинтересно и невыгодно», — говорит он. Мыслей все бросить и уехать заниматься «травничеством», например в Перу, у Виктора Ефимова не возникает: «Не для того меня в Советском Союзе учили, чтобы я уезжал».

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: