Универсальный игрок

Как заместителю начальника цеха за семь лет дорасти до генерального директора? Хорошие возможности для амбициозных профессионалов открывают образовательные программы «Росатома». Пример директора Новосибирского завода химконцентратов (НЗХК) Алексея Жиганина — яркое тому подтверждение.
Девять часов утра. В производственном офисе цеха № 10 Алексей Жиганин начинает собрание руководителей всех подразделений завода.
Производственный офис — небольшое помещение внутри цеха. Одна из прозрачных стен увешана разноцветными таблицами — это панель решения проблем. На ней отображаются все острые вопросы, заданные на совещании, а также фамилии ответственных за их решение сотрудников и сроки исполнения.
За полчаса коллектив успевает обсудить множество тем.
«В цехе № 10 подходит срок замены фильтров системы газоочистки таблеточного производства. Их на складе нет. Прошу ответить, когда проблема будет снята, — говорит Алексей Жиганин. — Есть заявка от потребителя на 60 тонн, в ближайший месяц, они просят быстрее, давайте с вами согласуем график».
Реформы без сокращений
После планерки генеральный директор обходит производство 10-го цеха, обсуждает с персоналом процесс изготовления тепловыделяющих сборок.
Алексей Жиганин стал главой НЗХК в ноябре 2017 года. В Новосибирск он приехал из Подмосковья. Родился в Ногинске, вырос в Электростали, работал на Машиностроительном заводе (МСЗ) — пришел на завод после окончания МЭИ инженером-технологом, а уходил с предприятия уже в должности технического директора. Чужаком на НЗХК Жиганин себя не чувствует.
«Я хорошо знаю ядерное производство НЗХК, с половиной специалистов завода знаком лично, — говорит директор. — Но сразу сказал, что первые полгода менять ничего не буду. Надо все посмотреть, проанализировать. Сейчас назрело несколько конкретных предложений. Считаю, надо будет кое-что менять в структуре завода, в обслуживающих функциях. В части организации труда есть идеи. Кое-что я вынес на обсуждение в ТВЭЛ. На заводе достаточно стабильно загружено ядерное производство, но надо развивать общепромышленную деятельность — искать новые продукты и новые виды неядерного бизнеса для кардинального, кратного роста».

СПРАВКА
«Достояние «Росатома» — проект по переподготовке руководителей предприятий атомной отрасли. Он готовит участников к назначениям на высшие руководящие позиции с помощью программ по развитию лидерских качеств, лекций бизнес-тренеров, тренингов и семинаров, работы над собственными ПСР-проектами.
Президент ТВЭЛа Наталья Никипелова перед новым директором НЗХК поставила конкретные задачи: снижение себестоимости продукции, выход на новые рынки сбыта продукции для исследовательских реакторов. В неядерной сфере он должен сосредоточиться на развитии производства лития. В прошлом году неядерная выручка НЗХК составила более 2 млрд рублей. За пять лет работы (таков срок его полномочий) глава предприятия должен увеличить этот показатель вдвое.
МСЗ и НЗХК, по словам Алексея Жиганина, во многом похожи, хотя завод в Электростали значительно крупнее. Оба предприятия выпускают ядерное топливо для различных заказчиков: АЭС, ледоколов, исследовательских реакторов. Выручка МСЗ в год составляет порядка 20 млрд рублей, а у НЗХК — 8 млрд рублей.
«Некоторые удачные практики МСЗ неплохо бы внедрить на НЗХК, — делится Алексей Жиганин. — МСЗ значительно больше по номенклатуре выпускаемой продукции, но не по сложности технологического процесса — здесь примерно одинаково. Я люблю заниматься тем, в чем разбираюсь».
Вверх на атомном лифте
Алексей Жиганин всегда использовал возможности обучающих отраслевых программ. Изучал антикоррупционную политику в Академии «Росатома», а в Технической академии госкорпорации — промышленный энергоменеджмент и обеспечение экологической и ядерной безопасности. Но знаковым для него стало участие в программе кадрового резерва «Достояние «Росатома». За время обучения там технарь Алексей Жиганин научился быть еще и менеджером.
«Перед нами ставили много задач, — вспоминает директор. — Мы работали над личными проектами, много ездили, изучали лучшие мировые практики, проецировали их на наше производство. В «Достоянии «Росатома» мы работали над развитием тех навыков, которые не получили в институте и во время практической работы на предприятии. Экономика, менеджмент, действия в стрессовых ситуациях, стратегическое планирование. Впервые я попал в программы развития «Росатома» в 2010 году, и, наверное, опыт, полученный в процессе обучения, дал возможность генеральному директору МСЗ Олегу Седельникову выдвинуть меня на должность директора по капстроительству, а еще через два года назначить техническим директором». Вскоре бывший директор НЗХК Михаил Зарубин пошел на повышение — его назначили старшим вице-президентом ТВЭЛа. И Алексею Жиганину предложили возглавить комбинат.
Алексей Жиганин говорит, что на новой должности ему работать очень интересно. Директором он намерен быть принципиальным и требовательным, таким, как один из первых его наставников — бывший генеральный директор МСЗ и НЗХК Владимир Разин.
Горные лыжи, хоккей и немного суеверий
В переезде из пригорода столицы в сибирский мегаполис атомщик тоже находит положительные моменты.
«Я не ощущаю Новосибирск таким уж крупным городом, — говорит новоявленный сибиряк. —Метро бы еще до завода ходило, совсем было бы хорошо. Электросталь хоть и маленький город, но по уровню жизни не хуже любого миллионника, Москва близко, за час можно доехать, а в самом городе расстояния смешные. Климат хороший».
ПЯТЕРО СМЕЛЫХ
С 2016 по 2017 год, помимо Алексея Жиганина, еще четверо участников программы «Достояние «Росатома» из топливной компании сменили место работы. Генеральный директор АЭХК Игорь Петров был назначен вице-президентом по производству ТВЭЛа, а затем переведен на должность технического директора МСЗ.
Генеральный директор ЧМЗ Константин Вергазов стал сначала первым заместителем генерального директора по строящемуся заводу начальной стадии ЭХЗ, а теперь работает вице-президентом ТВЭЛа по инновационному развитию. Начальник отдела управления материальными ресурсами ТВЭЛа Владимир Николашин переведен на должность директора по закупкам АО «ЧМЗ». Главный эксперт ТВЭЛа Михаил Смирнов занял пост заместителя генерального директора по перспективной продукции НПО «Центротех».
Когда выдается свободное время, директор с семьей катается на горных лыжах и исследует склоны, благо поблизости их немало. «На горе Гладенькой был в Хакасии, ездил в Кемеровскую область — на Танай и в Шерегеш, на Алтай — в Белокуриху. В Шерегеше понравилось, поеду туда через неделю на закрытие сезона», — рассказывает он.
На малой родине, в Электростали, Алексей Жиганин тоже бывает. Ведь там остались родные, друзья и хоккейная команда. Гендиректор страстно увлечен этим видом спорта, он играет за клуб «Кристалл», выступает в Ночной хоккейной лиге. Это российская любительская спортивная организация, созданная в 2011 году по инициативе президента Владимира Путина.
«Нечасто, но успеваю на игры, так что моя команда совсем без меня не осталась, — рассказывает Алексей Жиганин. — Я универсальный игрок, нападающий, защитник, но в нападении больше нравится. Хоккей не стал профессией. Пошел по стопам родителей, в атомщики. Они работали на МСЗ, отец — мастером, мать — инженером в конструкторском отделе».
Представитель научной и атомной элиты полон самоиронии, говорит, что многие знаковые события его жизни происходили по воле случая, как бы и без его участия, и называет себя человеком очень суеверным. И в работе, и в спорте.
«Черных кошек, конечно, не боюсь, но строго соблюдаю последовательность, когда хоккейную форму надеваю, — рассказывает он. — С какой ноги коньки надевать, определенным образом шнурки завязывать. Все это соблюдаю. Оно, может, и самой собой происходит, но ритуалы меня успокаивают».
Алексей Жиганин мечтает воссоздать хоккейную команду на НЗХК, чтобы играть в новосибирской Ночной лиге. Ведь Новосибирск — хоккейный город, и многие на заводе любят этот вид спорта.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: