Приключения русских в Китае
Работая на Тяньваньской АЭС, сотрудники «Росатома» волей-неволей проникаются атмосферой Китая. Анастасия Филиппова пообщалась со специалистами СНИИП, которые по несколько месяцев в году живут в Поднебесной. Про еду, медицину, культуру, людей — читайте в материале «СР».
Александр Бейлин
Руководитель проекта по поставке системы контроля, диагностики и управления реакторной установкой
О МЕСТЕ. Мы живем на 30 км восточнее Тяньваньской АЭС, в Ляньюньгане. Город по китайским меркам небольшой, население — всего 4,7 млн. Расположен на берегу Желтого моря, вид фантастический: залив, красная гранитная скала, на которой растут сосны.
О ТОМ, К ЧЕМУ СЛОЖНО ПРИВЫКНУТЬ. Сложней всего в наших командировках привыкнуть к пятичасовой разнице во времени. А еще добираться до Ляньюньгана очень долго — 8 – 10 часов. Еще одна особенность — почти никто не говорит на английском. Крайне сложно найти человека, который знает хоть какой-то язык кроме китайского.
О РАБОТЕ. До конца этого года мы должны обучить китайских специалистов работе с ПО, базами данных. Расскажем об особенностях установленных нами систем. Такое обучение всегда проводится на этапе пусконаладочных работ. Китайцы быстро учатся. Если в 2014 году они были как студенты четвертого курса до производственной практики, то в этом году — как инженеры с несколькими годами стажа.
О РАЗВИТИИ. В Китае очень быстро строят. Мы это видим и в городах, и на площадке Тяньваньской АЭС. «Росатом» строит два блока, рядом Китай еще два. И уже расчищена площадка под четвертую очередь. А чтобы расчистить площадку, нужно фактически срыть гору.
О МАГАЗИНАХ. Оплата только наличными. В первый раз в магазине продавец написал на листочке, сколько заплатить. Теперь уже знаю, как звучат в китайском числительные. Кстати, китайцы и показывают числа абсолютно по-другому: ноль — кулак, шесть — выпрямлен мизинец и большой палец, остальные сложены, десять — скрещены два указательных пальца.
О ЕДЕ. Сильно впечатлило разнообразие блюд, кухня у каждого региона своя. Иногда даже не понимаешь, что ешь. Один раз купил яйца — черного цвета, желеобразные. Повторять не хочется. Как-то решил попробовать что-то необычное, заказал в ресторане морепродукты. Но подвела интуиция: когда сказали «шиндо», я решил, что это «шинкованное». Оказалось — «неприготовленное». Но все равно съели. Рыба на льду вкусная, похожа на строганину. Осьминог цеплялся за язык присосками, но тоже нормально. Тяжелее всего пошел один моллюск.
О СПОРТЕ. Китайцы массово занимаются спортом — баскетболом, волейболом. По утрам и вечерам часто видели группы людей, которые совершали плавные, медленные движения. Это тай-чи — древняя гимнастика, продлевающая жизнь.
О ТОМ, ЧТО КИТАЙЦЕВ УДИВЛЯЕТ В РУССКИХ. С их точки зрения, мы совершенно иррациональны. А вот себя они считают очень последовательными. Еще их удивляет, что мы все умеем плавать. У них плавают, наверно, 1 – 2 % населения. Заметили это летом, когда пришли на пляж. Все китайцы были в мелкой зоне — на глубине никого.
О ПРАВИЛАХ. Нас инструктировали насчет того, что нужно знать, куда ходить и т. д. Например, ни в коем случае нельзя касаться головы китайца и вообще трогать его. Они это не переносят.
О РЕАКЦИИ НА ЕВРОПЕЙЦЕВ. Что в Пекине, что в Ляньюньгане обычное дело, когда с тобой хотят сфотографироваться. Иногда трогают руки, волосы.
Александр Сорокин
Ведущий инженер-программист
О КОМАНДИРОВКАХ. За этот год я пробыл в Китае в общей сложности 4,5 месяца. Выезжаем по мере необходимости. В последний раз я приезжал на наладку подсистем АСРК, а Александр (Бейлин. — «СР») координировал действия специалистов разных предприятий «Росатома» при пусконаладочных работах. На площадку я езжу с 2016 года, а он — с 2015-го.
О ГОРОДАХ И ДОРОГАХ. Поражает объем строительства, качество дорог — даже в горах лучше, чем в центре Москвы (отчасти благодаря климату и специфике грунта). Все зеленое, не ожидал увидеть так много парков, газонов.
ОБ ЭКОЛОГИИ. С экологией в Китае, конечно, серьезные проблемы. Но хотя многие и сейчас ходят в масках, все же стало получше. Во многом благодаря планомерному отказу от угольных станций. В Ляньюньгане воздух чище — море рядом. Когда я ехал последний раз на скоростном поезде, заметил контраст. Вращаются ветряки, природа, закат — все красиво. Поезд ныряет в тоннель. Через две минуты выезжаем — ветра уже нет, смог, видимость резко ухудшилась.
О ТОМ, К ЧЕМУ СЛОЖНО ПРИВЫКНУТЬ. Летом постоянно открыты окна, и если идет дождь, слышно лягушек, а если нет дождя, то цикад. Они как сирены, но со временем ко всему привыкаешь. Еще вначале было непривычно, что часов в девять-десять вечера уже никого нет на улице. Город засыпает.
О ЕДЕ. Мне особенно пришлась по душе местная рыба. В Ляньюньгане целая аллея с ресторанами. Ты выбираешь рыбу, которая плавает в аквариуме. Ее достают, бросают на пол и оглушают дубиной. У мужчин получается с первого раза, женщины иногда ударяют пару раз. В Китае другое представление, что овощ, что фрукт и как их смешивать. Помидоры черри — это фрукты, а обычные помидоры — это овощи. Есть салат из арбуза, огурцов и яблок. Меня поразил напиток, который повсеместно пьют. Это содовая с солью и лимоном — сладко-солено-кислая газировка.
О ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЯХ. Ляньюньган — очень интересное место. По легенде именно отсюда родом Царь обезьян из романа «Путешествие на Запад». Это классика китайской литературы, история о самосовершенствовании, познании себя. В Ляньюньгане находится гора Хуагошань («гора цветов и плодов»), где жил Царь обезьян. Сейчас здесь живут обезьянки, на которых приезжают посмотреть туристы. Но нужно беречь карманы, обезьяны тащат все: телефоны, деньги, блестящие вещи.
О МЕДИЦИНЕ. В Китае популярна традиционная восточная медицина, но есть и современные клиники. На станции к нам прикрепляют медработника, к которому мы обязаны обращаться в случае возникновения любых проблем. В легких случаях он помогает сам, в тяжелых — отправляет в клинику. Большинство командированных везут лекарства с собой. Когда в первый раз ехали, больше всего опасались отравлений. Кто-то не переносит китайскую еду из-за сои и глутамата натрия. Их там добавляют везде.
Кстати, в Китае самое распространенное средство от простуды и прочих недомоганий — горячая вода, которую они пьют еще чаще, чем чай.