Карпы, топливо, банан

Как отнестись к тому, что в вашем районе построят атомную станцию? Можно ли хранить ядерное топливо в чулане? Вкусна ли рыба из водоемовохладителей атомных станций? Зрители телеканала НТВ узнают ответы от знаменитых атомных экспертов в новом сезоне программы «Мы и наука. Наука и мы». Наш корреспондент побывал на съемках передачи про ядерную энергетику и узнал, как она популяризирует отрасль.
Путь в телевизионную обитель просвещения лежит через темные коридоры комплекса «Теледом». Съемочный павильон «Мы и наука» залит огнями софитов. Работа передачи кипит: готовят по пять выпусков в день. В студии появляется макет АЭС, две рыбы в трехлитровой банке, поднос с картошкой, бананами и дозиметром, урановые таблетки.
— Таблетки на стол не выкладываем — они будут у ведущей в кармане,— командует руководитель проекта, президент Международной ассоциации клубов «Что? Где? Когда?» Андрей Козлов.
— Настоящие? А это безопасно? — волнуется один оператор.
— Наши эксперты утверждают, что абсолютно безопасно.

Перформанс от атомщиков

Ведущие программы — Екатерина Шугаева и Владимир Антохин. Первая по совместительству руководитель журнала «Вестник атомпрома». «В каждом сезоне «Мы и наука. Наука и мы» обязательно есть один, а то и два выпуска про атом,— рассказывает она.— Атомщики — одни из лучших гостей программы. Они дисциплинированны, всегда готовятся, хорошо говорят. Нам даже руководство НТВ звонит и просит пригласить некоторых атомщиков еще раз».
Фото: Елена Анненкова
Тема новой передачи — «Через 10 лет будут строить только атомные станции?». Сторонниками мирного атома выступают научный руководитель Института проблем безопасного развития атомной энергетики РАН академик Леонид Большов и советник гендиректора «Росатома» Владимир Асмолов. В роли скептиков — директор научно-образовательного центра «Возобновляемые виды энергии и установки на их основе» Виктор Елистратов и директор Института стратегического анализа компании «Финансовые и бухгалтерские консультанты» Игорь Николаев.
Перед съемками Леонида Большова гримируют, как киноактера, но разучивать роль он не собирается. «Я всегда остаюсь собой,— говорит академик. Хочу донести до аудитории мысль, что атомная энергетика не так страшна, как многие представляют».
Владимир Асмолов на телевидении частый гость. Он тоже не собирается менять привычную модель поведения: «На семинарах, совещаниях, научных советах мои выступления всегда провокационные. НТС — это тоже перформанс. Чтобы людей заинтересовать, нужно быть провокатором».

Чернобыльский офис

Режиссер впечатлен тем, как Владимир Асмолов смотрится в кадре: «Слушайте, на кого же он похож? На Юрия Антонова, что ли?»
Свет, камера, мотор! И первый вопрос ведущих: «Как бы вы отреагировали, если бы возле вашего дома построили атомную станцию?» Ни скептики, ни сторонники атомной энергетики ничего против не имеют. А Большов и Асмолов вспоминают свой «офис» на Чернобыльской АЭС. «У нас в 1986 году была лаборатория на четвертом блоке, где мы мерили тепловые и радиационные потоки»,— рассказывает Владимир Асмолов. «Как видите, «жив, здоров и невредим мальчик Вася Бородин»,— добавляет Леонид Большов. И отправляется к макету атомной станции — объяснять, как она работает.
Когда речь заходит об активной зоне и топливе, Екатерина Шугаева извлекает из кармана таблетки из двуокиси урана.
— Леонид Александрович, правильно ли я понимаю, что уран сам по себе ничего не излучает, пока не запустишь реакцию? — спрашивает она у директора ИБРАЭ РАН.
— Да. Свежее топливо можно держать дома в чулане,— уверенно заявляет Леонид Большов.
— Людей пугает количество отходов, образовавшихся в результате работы атомных станций,— говорит Екатерина Шугаева.
— Представьте свой дачный участочек — шесть соток…
— Десять! — гордо поправляет ведущая.
— На нем можно компактно сложить все накопившееся отработанное ядерное топливо, высота конструкции составит порядка 4,5 м.

«Сырую рыбу есть не будем»

— Я недавно ездил на Калининскую АЭС,— говорит Владимир Антохин.— На озере-охладителе проводятся соревнования по рыбной ловле, я вернулся с уловом — вот такими замечательными карпами.
— Сырую рыбу есть не будем! — отрезал Леонид Большов.
Карпы с атомной станции не «фонят», а вот бананы из ближайшего магазина — да. Эксперты объясняют — в них просто много калия, который очень полезен.
В финале передачи карпы снова на сцене — уже жареные. Перед тем как отведать угощение, все участники ответили на вопрос, действительно ли через 10 лет будут строить только атомные станции. Что сказали эксперты, узнаем в новом сезоне программы «Мы и наука. Наука и мы».

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: