ЧТО ПОЧИТАТЬ
В этот раз к рубрике «Что почитать» хочется добавить «Что посмотреть», потому что мы расскажем о книгах, написанных режиссерами — не какими-то там, а наизнаменитейшими. В общем, наслаждайтесь ретроспективой.
«Безбилетный пассажир», «Тостуемый пьет до дна», «Кот ушел, а улыбка осталась»
Георгий Данелия
«Эксмо», 2006–2014
— Надо отдать его во ВГИК, — сказал отец, когда я окончил школу.
— Почему во ВГИК? — спросила мама.
— А куда его, дурака, еще девать? Там хотя бы блат есть, — сказал он.
Папа погорячился в оценке умственных способностей сына, но генеральную линию наметил верную: без Данелии отечественный кинематограф мы не представляем. Уже одного «Я шагаю по Москве» было бы достаточно для восхождения на киноолимп, но у этого режиссера что ни фильм, то шедевр. И книги такие же — смешные, легкие, с подтекстом, душещипательные. Истории о съемках, актерах, сценаристах, писателях, режиссерах, операторах, музыке, цензуре и закулисье Госкино, городах и странах, судьбе и несудьбе.
Это не воспоминания, а длинный-длинный стол в грузинском селе, за которым сидит несметное количество народа — все, с кем гостеприимный хозяин работал, дружил или просто один раз виделся. Все шумят, хохочут, поют, травят анекдоты. Тут Михалков 25 рублей за съемочный день требует, тут Ленин целует Сталина, тут Бондарчук учит торговаться с евреями. Концентрация событий на 1 см² страницы умопомрачительная.
Смело рекомендуем к прочтению всем, особенно склонным к ностальгии: экстаз гарантирован. Если у вас в обиходе фразы типа «Умели же кино снимать!», «Скрипач не нужен», «Ларису Ивановну хочу» и «Лошадью ходи!» — покупайте. В интернет-магазинах одна книга стоит в районе 400 рублей, электронная версия на треть дешевле. Трех книг хватит на двухнедельный отпуск.
«Бейкер-стрит на Петроградской»
Игорь Масленников
«Амфора», 2007
О «Зимней вишне»: «Один из зрителей из города Орла по имени Александр написал: «…Я был удивлен тем, что этот фильм снял режиссер-мужчина. Извините, но это предательство!»
Игорь Масленников — петербуржец, грузинской разудалостью Данелии не отличается. Жанр тот же, мемуары, но характер совсем другой, и повествование другое: медленное, сосредоточенное. «Заунывное», — продолжит за нас читатель и ошибется. Заунывное — это про книгу другого режиссера, не будем называть имен. У Масленникова весело, светло, просто, но академично, что ли, — сказывается литературное образование. И подкупает деликатная откровенность его заметок о непререкаемых авторитетах отечественной культуры. Приятно читать наблюдения умного, тактичного человека с юмором. Вообще, книга небольшая, но в ней множество неожиданных фактов: о сценографии, истории, спорте, поэзии. Если вам интересно, как режиссер работает с артистами и как они вместе делают кино, то почитайте «Бейкер-стрит».
«Мои дневники»
Никита Михалков
«Эксмо», 2016
«Какие-то военные, которые что-то делают в поле. Потом выясняется, что они поднимают над лесом и полем гигантский портрет Сталина».
Предупреждение: это не воспоминания, а дневники — есть разница. Первая часть — служба на флоте на Дальнем Востоке и поход «по огненным вехам» большевистского отряда. Синопсис: тундра, холодно, водка, поговорили, баня, тундра, очень холодно, спирт, чукчи, государственный строй, собаки, оленина, пионеры, партийцы. И так 250 страниц.
Но терпеливым воздастся. Записи 1980–1993 годов — это мир фильмов Михалкова. Мысли, обрывки, истории, цитаты — все характерно. Читай и думай: что за эпизод, куда эта зарисовка вошла? (Первый абзац — такая вот загадка.) Текст накрывает с головой: ловишь отголоски эпохи, чужого детства и юности, едва намеченные наброски будущих персонажей, двумя предложениями нарисованные портреты известных людей. Да что тут говорить: художественная сила и настроение такое, что хочешь не хочешь, а начинаешь умиляться выходкам маленькой Ани Михалковой.