Роман с ледоколом
Из всех стран лишь у России есть свой атомный ледокольный флот — сейчас в строю четыре ледокола и лихтеровоз—контейнеровоз. Одно из главных преимуществ атомоходов — автономность, они способны работать до пяти лет без перегрузки активных зон реакторов. Экипаж ледокола — яркий пример единства. Корреспондент «СР» побывала на атомоходе «50 лет Победы» и посмотрела, как живут атомные моряки.
Первое, что бросается в глаза на подъезде к базе «Атомфлота», — многотонные портовые краны и суда всевозможного размера и назначения. Мощь нашего флота вызывает восхищение: только суда на ядерном ходу могут достичь Северного полюса. Ледоколы класса «Арктика», к которым относится «50 лет Победы», имеют двойной корпус и могут ломать лед, двигаясь как вперед, так и назад. Однако сила атомного двигателя — ничто без силы человека, экипажа. Мы записали истории, рассказанные тремя членами этой команды.
В высоких широтах полярная ночь может длиться до полугода. На вопрос, как моряки справляются с отсутствием солнечного света, Олег Щапин отвечает: «Мы просто работаем. По молодости все переносится легче, с возрастом тяжелее. Когда больше месяца темно, постоянно хочется спать, но мы держимся. Раз в неделю точно любуемся северным сиянием. И как ни увидим медведя — иногда по пять-шесть раз за вахту, — всегда радуемся. Но самое впечатляющее событие произошло в 2010 году, когда я еще служил на «России». В районе от Берингова пролива до острова Врангеля наблюдали миграцию серых китов и кашалотов. С высоты мостика, 18 м, видел, как несколько тысяч китов одновременно выпускают фонтаны. Одни ныряют, другие выныривают. Вот насколько хватает глаз — киты, до самого горизонта!»
Сердцем ледокола, энергетической установкой, заведует центральный пост управления. Здесь работает помощник старшего вахтенного механика Роман Николайчук. «Если бы мы не были единой командой, работать было бы сложно, — говорит он. — На ледоколы экипаж подбирают очень тщательно. Чтобы попасть в штат, нужно пройти длительную стажировку и сдать экзамены».
В рейсе, который длится четыре месяца, работают 106 человек. «Бывает, нас просят поработать дополнительно, — рассказывает Роман Николайчук. — В прошлый раз, например, я трудился почти год без перерыва. Конфликтов практически не бывает. Конечно, непросто, но мы семья, и в наших же интересах поддерживать друг с другом хорошие отношения. После вахты можно отдохнуть, искупаться в бассейне, сходить в спортзал, кинотеатр, баню, сыграть в волейбол, мини-футбол. Все есть, чтобы расслабиться».
Стандартный обед на ледоколе: суп, мясо с гарниром, салат из свежих овощей, компот и фрукты. «Кормят много и хорошо, плов вкусный. Правда, самая любимая еда — домашняя, — признается Роман Николайчук. — Иногда душу готов продать за мороженое или шоколадку. С собой беру запасы, но они заканчиваются».
Кстати, «50 лет Победы» почти на 10 м длиннее своих собратьев за счет экологического отсека. Такого больше нигде нет. «Все продукты жизнедеятельности сжигаются в специальных печах, — поясняет Роман Николайчук. — Пепел собирают и привозят обратно на берег для утилизации. Мы строго следуем Полярному кодексу, который запрещает выбрасывать что бы то ни было в воды Арктики».
Главный инженер-механик ледокола Игорь Слизский — фанат бадминтона, участвует в российских и международных соревнованиях. Нескольких членов экипажа приобщил к этому спорту. «Я уже 43 года в ледокольном флоте — немного служил на «Ленине», больше 30 лет — на «Арктике», с 2006 года — на «50 лет Победы». Сюда неохотно шли, потому что ледокол считался проблемным. Но он уникален: зона активного взаимодействия со льдом покрыта нержавеющей сталью, плюс применена катодная защита корпуса. У нас корпус гладкий, а у «Ямала», например, изрытый. Там, где мы можем идти на 60 % мощности, он не может и на 100 %. Важна не только мощность, но и водоизмещение, так как судно ломает лед своим весом. А «50 лет Победы» на несколько тысяч тонн тяжелее других ледоколов. Еще одно отличие от, допустим, «Ленина» и «Арктики» — ложкообразная форма зоны ломки льда. С ней проходимость намного лучше».
Игорь Слизский участвовал в историческом походе «Арктики»: 17 августа 1977 года надводное судно впервые достигло Северного полюса. Тогда спорили, какие ледоколы строить — атомные или дизельные. И этот поход дал однозначный ответ. «В 1975 году «Арктику» приняли в эксплуатацию, — рассказывает Игорь Слизский. — Юрий Кучиев (легендарный капитан атомных ледоколов «Ленин» и «Арктика». — «СР») уже тогда предложил сходить на Северный полюс. Мы очень серьезно готовились: взяли с собой много оборудования и даже бульдозер на случай расчистки взлетной полосы для эвакуации людей. Никто не знал, чего ждать. Достигнув полюса, подняли флаг, были выступления участников экспедиции. Каждый праздновал как мог, кто-то катался на одноколесном велосипеде, кто-то играл в теннис».
Кстати, у Игоря Слизского есть сувенир с предыдущего места работы. В 2002 году на «Арктике» меняли корпус, и он вырезал себе кусочек, демонстрирующий, что остается от наружной обшивки судна спустя 27 лет: с 22 мм она стерлась до 8–12 мм.
«50 лет Победы»
В 1993 году «50 лет Победы» спустили на воду. Но финансирование закончилось, и строительство замерло на 10 лет. Ледокол чудом не утилизировали, а в 2003 году государство выделило деньги. В 2007 году состоялись первые ходовые испытания в Финском заливе и ледокол вошел в состав атомфлота. День поднятия государственного флага на «50 лет Победы» отмечается 23 марта. Сегодня это крупнейший ледокол в мире.
Олег Щапин
ДАТА РОЖДЕНИЯ: 21 июня 1960 года.
МЕСТО РОЖДЕНИЯ: Красногорск, Челябинская обл.
ОБРАЗОВАНИЕ: высшее. Окончил Ленинградское высшее инженерное морское училище им. адм. Макарова.
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: судовождение на морских путях.
ПРИСВОЕНА КВАЛИФИКАЦИЯ: инженер-судоводитель.
1979–1982 годы — служба в Советской армии.
1983–1987 годы — матрос, Эстонское морское пароходство.
1987–1990 годы — курсант, Ленинградское высшее инженерное морское училище.
1990–2008 годы — 4-й, 3-й, 2‑й помощник капитана; дублер старшего помощника капитана; 2-й, 1‑й старший помощник капитана; старший помощник капитана; капитан, Мурманское морское пароходство.
28 августа 2008 года — 7 декабря 2017 года — капитан атомного ледокола «Россия».
С 8 декабря 2014 года по настоящее время — капитан атомного ледокола «50 лет Победы».