Пролетая над гнездом хрустальной совы
![](https://strana-rosatom.ru/wp-content/uploads/2017/04/unnamed-file-8.jpg)
Cоперники знатоков в «Что? Где? Когда?» не только телезрители. Воскресными вечерами в Нескучном саду шесть замечательно умных людей играют еще и против самого сложного соперника — себя самих. Порой шестерка ярких, рейтинговых игроков, ко всеобщему удивлению, с треском проваливается — не было синергии. Победителем из борьбы выходит не Друзь или Повышева, а команда.
Все плохие команды плохи по-своему, все хорошие — похожи друг на друга. Над формулой хорошей команды бьются многие. Например, можно брать специалистов из разных сфер: физика, филолога, историка, математика, искусствоведа и еще кого-нибудь. Можно опираться на типы восприятия — взять визуала, аудиала, двух кинестетиков и двух дискретов и правильно их рассадить. Даже гендерная тема есть. Александру Друзю приписывают фразу «Женщина в команде должна быть одна, она должна быть красивая и молчать». Однако при всем разнообразии подходов (заметьте, не взаимоисключающих) базовый принцип сформулировал создатель «Что? Где? Когда?» Владимир Ворошилов в книге «Феномен игры» — это принцип командных ролей.
Сразу оговоримся: роли в команде — вещь необходимая, но все-таки условная. В зависимости от стадии обсуждения игрок может переключаться между ними. И все же базовая структура есть в любой сильной команде. Перед тем как перейти непосредственно к ней, коснемся того, что происходит за круглым столом в течение 60 секунд обсуждения.
За минуту команде предстоит многое успеть. Высказать первые версии и ассоциации. Проанализировать, какая подходит больше. Если таких несколько — предложить критерий отбора. Если для ответа нужен точный факт — припомнить его. Нужен синоним — подключить механический перебор и найти. Обсуждение зашло в тупик — свернуть в новое русло ассоциаций, покинуть плоскость. Шесть человек с бешеной интенсивностью говорят. И в этом гаме и цейтноте нельзя пропустить верную мысль, нужно развить ее, донести до капитана — да еще в правильной формулировке, да еще обосновать. Со стороны это похоже на птичий базар, но обсуждение не хаотично — в этой маленькой пьесе все играют свои роли.
![cats](http://strana-rosatom.ru/wp-content/uploads/2017/04/cats.png)
ПРИНИМАЮЩИЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ОБЫЧНО ЭТО КАПИТАН. ГЛАВНАЯ ФУНКЦИЯ — ВЫБОР ВЕРСИИ (ИЛИ ВЫБОР ЗНАТОКА, КОТОРЫЙ БУДЕТ ОТВЕЧАТЬ). ЗАДАЧА СЛОЖНЕЙШАЯ: ЗА МИНУТУ ИГРОКИ МОГУТ ВЫДАТЬ ДЕСЯТОК ПОХОЖИХ НА ПРАВДУ ВАРИАНТОВ. КАПИТАНОМ СТАНОВИТСЯ НАИБОЛЕЕ УРАВНОВЕШЕННЫЙ ИГРОК, УМЕЮЩИЙ СЛУШАТЬ, РАЦИОНАЛЬНЫЙ И ОБЛАДАЮЩИЙ СПОСОБНОСТЬЮ ПРИНИМАТЬ АРГУМЕНТИРОВАННЫЕ РЕШЕНИЯ. И ОЧЕНЬ СТРЕССОУСТОЙЧИВЫЙ.
![](http://strana-rosatom.ru/wp-content/uploads/2017/04/cats2.jpg)
ГЕНЕРАТОР
ГЕНЕРАТОРОВ ЛЕГКО ВЫЧИСЛИТЬ: ОНИ ПЕРВЫМИ НАЧИНАЮТ ГОВОРИТЬ ПОСЛЕ СИГНАЛА К ОБСУЖДЕНИЮ. ИДЕЯМИ ФОНТАНИРУЮТ, ПЕРЕБИРАЮТ АССОЦИАЦИИ, ВЫДАЮТ ВАРИАНТ ЗА ВАРИАНТОМ. НО ЕСТЬ ОПАСНОСТЬ, ЧТО К СЕРЕДИНЕ ОБСУЖДЕНИЯ ГЕНЕРАТОР МОЖЕТ ВЫГОВОРИТЬСЯ И ПРИТИХНУТЬ. ЛЮБОПЫТНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ: ИНОГДА НА ВОПРОС ЛЕГЧЕ ОТВЕТИТЬ ТОМУ ИГРОКУ, КОТОРЫЙ МЕНЬШЕ ВСЕХ ЗНАЕТ ОБ УПОМЯНУТЫХ СОБЫТИЯХ. НЕ ОБРЕМЕНЕННЫЙ КОНТЕКСТОМ, ОН НЕ ОТКЛОНЯЕТСЯ ОТ СУТИ.
![](http://strana-rosatom.ru/wp-content/uploads/2017/04/cats4.jpg)
ЭРУДИТ
БЕЗ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ КОМАНДЕ НЕ ОБОЙТИСЬ. ОНИ БЫВАЮТ КРИТИЧНО ВАЖНЫ ДЛЯ ВЫБОРА ВЕРСИИ И ПОМОГАЮТ ОТБРОСИТЬ ТУПИКОВЫЕ ВЕТВИ РАССУЖДЕНИЙ. СКОЛЬКО РАЗ МЫ ВИДЕЛИ, КАК ЗНАТОКИ СЧАСТЛИВО ВЫДЫХАЮТ, КОГДА КТО-ТО ГОВОРИТ: «РЕБЯТА, РЕБЯТА, СПОКОЙНО! Я ПОМНЮ ЭТУ ИСТОРИЮ». КОМАНДНАЯ WIKI, ЧЕЛОВЕК, ОПЕРИРУЮЩИЙ ОГРОМНЫМ МАССИВОМ ДАННЫХ. ПАРАДОКС, НО ЭРУДИТ НЕ ВСЕГДА ХОРОШИЙ ГЕНЕРАТОР.
![](http://strana-rosatom.ru/wp-content/uploads/2017/04/cats3.jpg)
ДИСПЕТЧЕР
УЖЕ ЕСТЬ И ДОГАДКИ, И ФАКТЫ, И ВСЕ РАЗОМ ЗАГОВОРИЛИ. УСЛЫШАТЬ КАЖДОГО, НАПРАВИТЬ МОЗГОВОЙ ШТУРМ, ПЕРЕКЛЮЧИТЬ НА АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВЕРСИИ, НЕ ПОЗВОЛИТЬ ЗАЦИКЛИТЬСЯ — ЗАДАЧИ ДИСПЕТЧЕРА. КЛЮЧЕВОЙ ПЕРСОНАЖ, ОБЕСПЕЧИВАЕТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЗВЕНЬЕВ КОМАНДЫ. СЛУШАЕТ, ТРАНСЛИРУЕТ МЫСЛИ ОДНИХ ИГРОКОВ ДРУГИМ, ЗАДАЕТ НАВОДЯЩИЕ ВОПРОСЫ — МОДЕРИРУЕТ ОБСУЖДЕНИЕ.
Константин Рудер
Капитан команды «Росатома»
— Капитан ответственен как за победу, так и за поражение. В самые сложные моменты игры — когда ответа нет либо есть несколько версий, одинаково подходящих под вопрос, именно я принимаю решение, кто будет отвечать и, главное, что. Генераторы идей — Евгений Фионов и Артем Лосев. Ребята не боятся предлагать смелые, абсурдные версии, которые нередко оказываются верными. Их задача — набрасывать на стол идеи, образы.
Эрудит — Никита Баринов, в его голове собрано столько информации, что порой удивляешься, откуда он вообще это знает. Диспетчеры — я и Роман Кузиков. Диспетчер умеет переключить обсуждение, задать вопросы, которые свяжут идею, предложенную одним игроком, с мыслями, высказанными другим.
Критик — тоже Никита Баринов. Оценивает каждую версию на правдоподобность и может разнести в пух и прах даже кажущийся идеальным ответ.
Создатель игровой атмосферы — Александра Золотова. Помогает настроиться всей команде, когда нужно — успокоит или подбодрит.
![Фото: Наталья Нечаева](http://strana-rosatom.ru/wp-content/uploads/2017/04/6_komanda_Rosatoma.jpg)
Фото: Наталья Нечаева