Новый генеральный директор «Росатома» Алексей Лихачев дал блиц-интервью «СР», знакомясь с экспозицией в музее министра среднего машиностроения СССР Славского.
— Алексей Евгеньевич, что вас связывает с атомной отраслью?
— Пока не так много. Это место рождения, Саров, — у меня с детских лет воспитано бесконечное уважение к фамилии Славский. Это образование — окончил радиофизический факультет Нижегородского университета им. Лобачевского, стажировался в НИИИС им. Седакова. Еще месяц назад я бы сказал, что меня с атомной отраслью роднят давние товарищеские отношения с главой «Росатома» Сергеем Владиленовичем Кириенко, но теперь это надо как-то по-другому формулировать. (Улыбается.)
— А от кого вам поступило предложение стать генеральным директором «Росатома»?
— От Сергея Владиленовича, но, конечно, решение принималось главой государства. И то огромное доверие, которое мне оказано Владимиром Владимировичем Путиным, налагает большую ответственность. Сейчас идет масса комментариев про состоявшиеся кадровые решения, но во всех один лейтмотив: «Росатом» — лучшая в стране госкорпорация и мировой лидер в атомной энергетике».
Главная задача, которая сейчас передо мной стоит, — сделать так, чтобы тот высочайший темп развития, который отрасль набрала за последние годы, ни в коем случае не снижался, чтобы проекты в связи со сменой гендиректора не тормозились, чтобы укреплялась культура безопасности.
Поскольку у меня на госслужбе была возможность сравнить состояние дел в разных госкомпаниях, могу сказать: меня восхищает в «Росатоме» способность сочетать все лучшее. И то, что нам досталось от управленческих практик времен СССР — уважение к традициям и опыту, высший приоритет эксплуатационной безопасности, ответственность за стопроцентное выполнение гособоронзаказа и др., и новейшие инструменты управления, которые позволяют не просто декларировать лозунг, а в действительности, по факту быть на шаг впереди всех. Эту высокую планку мы обязаны удерживать.
— Какое первое совещание вы провели?
— Первый рабочий день начался с того, что мы вместе с Сергеем Владиленовичем приняли участие в семинаре для 30 высших руководителей «Росатома», посвященном методам сокращения сроков при управлении проектами. Мне кажется, это очень символично, так как сокращение сроков и стоимости — это один из трех стратегических приоритетов «Росатома». Поскольку это был семинар, то обстановка была неформализованной, непротокольной. Кроме того, со многими из руководителей госкорпорации я уже знаком по предыдущей работе в Думе и Минэкономразвития. Поэтому надеюсь, что период знакомства с руководящим составом удастся пройти очень быстро и приступить к решению конкретных вопросов в рабочем режиме.
А в пятницу отстаивали вместе с Иваном Михайловичем Каменских на совещании у председателя правительства России объемы финансирования программ предприятий ЯОК. Забегая вперед, хочу сказать, что Дмитрий Анатольевич поддержал именно нашу позицию, за что ему большое спасибо.
— Какой будет ваша первая поездка?
— Здесь ничего специально выбирать не пришлось. Президент России посещает Стамбул. Проект сооружения АЭС «Аккую» — один из основных вопросов повестки дня, поэтому первая поездка — в Турцию. Получается, что тоже по стратегическому приоритету «Росатома» — увеличению портфеля заказов на внешнем рынке. В целом, мне кажется, это одна из самых естественных задач менеджмента — обеспечить наши уникальные предприятия работой. Контракт в Турции загрузит на многие годы проектные институты, конструкторские бюро, атомное машиностроение, топливный дивизион, сервисные предприятия. Очевидно, что зарубежные контракты на сооружение атомных станций — это залог успешного функционирования и развития.
— Как в вашей семье отнеслись к назначению?
— С огромным уважением к отрасли. Состоялся неформальный конкурс, кто с большим основанием может считать себя причастным к «Росатому». Победила жена, которая начинала свою трудовую деятельность молодым специалистом в ОКБМ им. Африкантова.