Репортаж с закладки первого камня второй очереди АЭС «Бушер» в Иране
Жара, каменистый грунт, портреты имама Хомейни и десятки журналистов, нацеливших объективы на людей с синей киркой. Это не съемки кинофильма. Это закладка первого камня второй очереди АЭС «Бушер», которая будет строиться по российскому проекту. Побывавший на церемонии корреспондент «СР» рассказывает об Иране и людях, живущих в этой стране.
Жаркое тропическое солнце приближалось к зениту, а высокие гости все задерживались. Журналисты и официальные представители местных и российских организаций коротали
время за разговорами или меланхолично созерцали пустынный пейзаж. Наконец подъехали автобусы с первым вице-президентом Ирана Эсхаком Джахангири и вице-президентом Ирана, президентом Организации по атомной энергии Ирана (ОАЭИ) Али Акбаром Салехи. Высокопоставленных иранцев тут же окружили репортеры. Все направились к месту закладки первого камня.
Генеральный директор «Росатома» Сергей Кириенко подъехал буквально через минуту и быстрым шагом направился к иранским партнерам, уже ожидавшим его у обмотанной голубыми лентами огромной кирки. Оказалось, закладывать никто ничего не будет: иранский аналог торжественного старта проекта — первое вонзание кирки в каменистый грунт.
В ходе выступления после церемониальной части Сергей Кириенко отметил, что главным итогом строительства первого блока АЭС «Бушер» стало не только начало выработки
электроэнергии на первом ядерном энергоблоке Ближнего Востока. По его словам, достижение высокого уровня доверия между Россией и Ираном также можно причислить к положительным результатам сотрудничества. Он пообещал, что при строительстве блоков №2 и 3 АЭС «Бушер» доля выполняемых местными компаниями работ будет расти, и напомнил, что межправительственное соглашение России и Ирана предусматривает строительство восьми ядерных энергоблоков.
В свою очередь, Али Акбар Салехи сообщил, что первый ядерный энергоблок позволил стране ежегодно экономить 11 млн баррелей нефти. Два новых блока утроят этот показатель. Кроме того, Али Акбар Салехи отметил экологическое преимущество ядерной энергетики: эксплуатация первого блока АЭС «Бушер» позволяет Ирану ежегодно избегать выбросов СО² в объеме 7 млн т. Президент ОАЭИ также сообщил, что на блоках №2 и 3 будет построен опреснительный комплекс производительностью 200 тыс. м³ пресной воды в сутки. При текущем потреблении 50–60 тыс. м³ воды в день город и провинция Бушер получат дополнительный стимул к экономическому развитию.
После всех торжественных речей президент группы ASE Валерий Лимаренко и вице-президент ОАЭИ Мохаммад Ахмадиян подписали протокол о начале работ по энергоблокам №2 и 3. Уже через день, 12 сентября, Сергей Кириенко отчитался об итогах переговоров в Иране перед президентом России Владимиром Путиным. Санкции с Ирана снимут еще не скоро, поэтому политическая поддержка по вопросам сотрудничества с ним «Росатому» еще понадобится.
Индустриализация по-ирански
Сложно сказать, когда именно промышленная политика стала во главе экономики, однако западные санкции и запрет на покупку иранской нефти наверняка сыграли свою роль.
Профессия инженера — одна из самых уважаемых в иранском обществе. Если не брать духовенство, выше в социальной иерархии стоят только известные спортсмены и ученые. Иранцы готовы учиться сложным специальностям. Яркий пример — ядерная энергетика. Уроки, полученные на первом блоке АЭС «Бушер», усвоены. Иранцы поняли, что встраивать российский проект в рамки немецкого — это плохая идея. Поэтому не достроенный немцами второй блок станции так и возвышается рядом с первым.
Недострой, скорее всего, разберут, часть помещений будут использовать под склады, сообщил руководитель дирекции «Атомстройэкспорта» на площадке АЭС «Бушер» Сурен Амбарцумян. По его словам, рядом с площадкой второй очереди уже идет строительство поселка для персонала, который будет занят на строительстве блоков №2 и 3. Возводимые здания смогут вместить до 7 тыс. человек.
«Мы с российскими специалистами сейчас хорошо понимаем друг друга,— говорит иранский инженер Ахмад, сотрудник «Атомстройэкспорта».— Огромный опыт взаимодействия получен в ходе достройки первого блока АЭС «Бушер». Применять российское оборудование вместе с немецким было очень сложно. Со строительством второй очереди будет намного проще. Работы по проекту уже идут с опережением плана на три-четыре месяца».
Слова об опережении графика проекта подтвердил Сурен Амбарцумян. Он отметил также, что блоки №2 и 3 АЭС «Бушер» будут строиться по референтному проекту первой очереди АЭС «Куданкулам». «Тиражировать всегда легче, чем делать с нуля»,— подчеркнул Сурен Амбарцумян.
Иран открывается
Прибывших в аэропорт им. имама Хомейни российских журналистов ждал неприятный сюрприз. Прохождение паспортного контроля затянулось. Паспорта тщательно осматривали, выданная иранским посольством в Москве журналистская виза вызвала у пограничников сомнения и вопросы. Нас вежливо попросили присесть и подождать. Возмущенные возгласы женской части российской делегации вызывали у иранской стороны сожаление, но на ход процедуры подтверждения документов они никак не влияли. То есть все действо проходило согласно восточной мудрости «Собака лает — караван идет». Наконец все журналисты получили свои паспорта и направились в аэропорт Мехрабад для вылета в Бушер.
Тегеран — крупный город
с населением более 12 млн человек, который, как и Москва, никогда не спит. В три часа ночи по местному времени (разница с Москвой — плюс 1,5 часа) улицы были освещены даже на окраинах, работали ночные базары-развалы, сновали туда-сюда машины и мототранспорт. Дороги в Тегеране (как, впрочем, и в Бушере) очень хорошие. Разница между платной и бесплатной магистралью заключается только в наличии пунктов оплаты при въезде на первую. Проезд по платной трассе оказался довольно дешевым: всего 5 тыс. риалов. Это примерно 10 рублей (1 л бензина стоит 20 рублей). Проезд оплачивается наличными или при помощи специального электронного устройства, которое можно приобрести и установить в автомобиле.
Вообще, уровень технической оснащенности иранской повседневной жизни мало чем отличается от российского. Санкции западного мира в Иране практически незаметны. Здесь с 2007 года действует собственная система электронных платежей, созданная с нуля после ухода из страны международных компаний типа Visa или MasterCard. Примечательно, что банкоматы здесь меньше российских. Возможно, это связано с отсутствием необходимости защищать аппараты от взлома: в Иране грабежи очень редки.
Пожалуй, единственная сфера, где санкции проявили себя,— это авиатранспорт. Как и ядерная энергетика, эта отрасль очень технологичная. Создать производство самолетов для Ирана затруднительно, даже несмотря на то что в стране налажено собственное производство автомобильной и мототехники. По свидетельству водителя-иранца, который вез делегацию в аэропорт, западные санкции стали причиной нехватки самолетов, что иногда приводит к задержкам рейсов. Впрочем, иранцы худо-бедно научились обходить санкции: перелет в Бушер выполнял произведенный в США ближнемагистральный самолет McDonnell Douglas MD-80. Судя по инструкциям безопасности в карманах кресел, он был куплен украинской авиакомпании «Буковина».
Люди и религия
Пребывание в аэропорту Мехрабад принесло первое потрясение. Причем потрясение в хорошем смысле слова. Моя попытка купить бутылочку воды обернулась тем, что мне дали ее совершенно бесплатно. У продавцане оказалось сдачи с пяти евро (деньги никто из нас поменять не успел), и он неожиданно сказал: «Сдачи нет. Ну да ладно. Возьми бесплатно». Напомню, дело происходило в аэропорту крупной столицы азиатского государства, которая в некоторых рейтингах называется четвертым по дороговизне городом континента. Я вначале отказывался. Но продавец, мужчина лет 50–60, продолжал предлагать воду. И тут я понял: для него предложить воду — совершенно естественно, как помочь встать упавшему человеку. В общем, бутылочку я взял и некоторое время простоял растерянно у витрины. Видя мое замешательство, иранец в очередной раз сказал: «Ничего страшного» — и отошел по своим делам.
Еще одна приятная черта иранцев стала очевидной после посещения местного рынка. Здесь никто не хватает за руку, никто не зазывает назойливо в свою лавку. Продавцы просто
вежливо наблюдают и готовы помочь, если покупателя что-то интересует.
«ПРИМЕНЯТЬ РОССИЙ-
СКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
ВМЕСТЕ С НЕМЕЦКИМ
БЫЛО ОЧЕНЬ СЛОЖНО.
СО СТРОИТЕЛЬСТВОМ
ВТОРОЙ ОЧЕРЕДИ БУДЕТ
НАМНОГО ПРОЩЕ. РА-
БОТЫ ПО ПРОЕКТУ УЖЕ
ИДУТ С ОПЕРЕЖЕНИЕМ
ПЛАНА НА ТРИ-ЧЕТЫРЕ
МЕСЯЦА»
Текст: Константин Кобяков