Олег Крюков: «Предприятия должны сами выбирать, как им обращаться с РАО»
На чем фокусируется дивизион заключительной стадии жизненного цикла, «СР» рассказал директор по государственной политике в области РАО, ОЯТ и ВЭ ЯРОО Олег Крюков.
— Если говорить о рынках, не связанных с основной сферой деятельности, то у нас нет таких проектов. Например, мы сотрудничаем с нефтяниками, ведем работы по очистке труб от радиационного загрязнения. Но это привычная нам сфера деятельности, просто заказчик из другой отрасли. Мы пока стараемся расширять свой традиционный бизнес в области обращения с ОЯТ и РАО.
— Удалось ли вывести цены на услуги по обращению с РАО на приемлемый уровень?
— Когда разрабатывались тарифы, учитывались не только технические параметры будущих пунктов захоронения, но и финансовые возможности предприятий. Сейчас эти тарифы действуют, и все потихоньку привыкают к новым реалиям. Да, были сложности с тарифами на захоронение жидких РАО, но мы уже решили эту проблему.
— Из-за отсутствия в стране пунктов окончательного захоронения РАО предприятия несут расходы на обслуживание и хранение отходов на специальных площадках. При этом им приходится дополнительно отчислять средства на захоронение в специальный фонд. Получается, они заложники несовершенной системы обращения с РАО?
— Если предприятие сдало свои отходы на временное хранение в специализированную организацию — это одно. Так было и до принятия закона о РАО. Только теперь предприятия должны найти средства, чтобы переработать и передать РАО на захоронение, а не оставлять их навсегда в специализированной организации. Просто всем хочется обращаться со своими отходами как раньше — без ограничения срока переработки и кондиционирования РАО и обязательной оплаты захоронения. Поэтому это скорее психологическая проблема — предприятия пока не смогли перестроиться под новую реальность.
«ПРЕДПРИЯТИЯ ДОЛ-
ЖНЫ СВОДИТЬ К МИНИ-
МУМУ ОБЪЕМЫ СВОИХ
ОТХОДОВ, ОПЕРАТИВНО
ИХ ПЕРЕРАБАТЫВАТЬ
ДО КРИТЕРИЕВ ПРИЕМ-
ЛЕМОСТИ ИЛИ ОТДАВАТЬ
НА ПЕРЕРАБОТКУ ДРУГО-
МУ ПРЕДПРИЯТИЮ»
Кстати, первый пункт окончательной изоляции отходов третьего и четвертого класса уже появился в Новоуральске.
— Как снизить затраты на хранение и захоронение отходов?
— Предприятия должны сводить к минимуму объемы своих отходов, оперативно их перерабатывать до критериев приемлемости или отдавать на переработку другому предприятию. Тариф зависит от объема РАО соответствующего класса. Поэтому затраты логичнее снижать за счет внедрения новых технологий переработки отходов, максимально уменьшающих объемы РАО: это сжигание, очистка материалов, прессование. Предприятия должны сами выбирать, как им обращаться с РАО.
— Какие цели у дивизиона заключительной стадии жизненного цикла на этот год?
— В основном мы будем продолжать деятельность, связанную с организацией переработки и кондиционирования РАО, формированием пунктов окончательной изоляции. Будем улучшать технико-экономические показатели: повышать производительность труда, сокращать удельные затраты на хранение РАО, объемный показатель ССДП и т.д. Главная сложность — повышение производительности труда и снижение затрат. На каждом предприятии дивизиона существует комплексный план по оптимизации затрат и издержек, в том числе за счет применения инструментов ПСР.
Что касается проектов. В этом году мы должны получить окончательный вариант проектной документации по Нижнеканскому массиву, большие планы связаны со строительством ОДЦ-2 под Красноярском — нового завода, который будет перерабатывать ОЯТ по новым технологиям. К концу года будет получена рабочая документация, начнем закупать стандартное оборудование для этого завода. Само строительство запланировано на начало следующего года. Еще в этом году на ГХК будет окончательно аттестована технология производства МОКС-топлива, и 40 сборок с этим топливом произведут уже
в следующем году.
— Планирует ли дивизион ЗСЖЦ выходить за рубеж и наращивать зарубежную выручку?
— Да, перед нашим дивизионом поставлена задача выйти на международные рынки. Сейчас основная часть нашей зарубежной выручки касается отработанного ядерного топлива. Планируем наращивать зарубежную выручку за счет продажи наших комплексов для переработки РАО и выходить на рынки по выводу объектов из эксплуатации.
Недавно международным интегратором в сфере бэкенда стал «Техснабэкспорт», через него мы будем участвовать в зарубежных тендерах и надеемся на активное сотрудничество.
Есть интересная история?
Напишите нам