Репортаж с международной выставки World Nuclear Exhibition во Франции
Госкорпорация «Росатом» прощупала почву для экспансии во Франции в ходе международной выставки World Nuclear Exhibition (WNE), которая состоялась в Париже в конце июня. Как прошла российско-французская межкультурная коммуникация — в нашем репортаже.
Программа «Росатома» в Париже была разделена на две части: участие в выставке и проведение российско-французского семинара по сотрудничеству в ядерной отрасли. Причем семинар состоялся за день до начала WNE. Организатором этого мероприятия выступила компания «Русатом — Международная сеть» и агентство по развитию экономической деятельности французских предприятий на международной арене Business France. Главная цель семинара — ознакомление французских компаний с системой закупок «Росатома» и с производственными возможностями предприятий госкорпорации.
Наиболее интересной частью всего семинара стала сессия, на которой французские компании делились опытом взаимодействия с российскими коллегами — успешным и не очень. Например, директор по продажам Vallourec Николя Моро сетовал, что на российский рынок трубной продукции тяжело войти. По его словам, компания производит отличную трубчатку для парогенераторов, но ее в России не покупают, зато есть спрос на карбоновые трубы.
Секретом успешной работы с «Росатомом» поделился директор по продажам и маркетингу Velan Рафаэль Кутюрье. И его слова стали настоящим откровением: «Мы не смогли продать в России то, что хотели, мы смогли продать только то, что русские сами захотели купить». Рафаэль Кутюрье посоветовал французским коллегам научиться понимать российскую корпоративную культуру и нанимать в России местные кадры, в том числе инженеров. Другим важным фактором успеха он считает соответствие продукции российским стандартам.
В том же ключе высказался и вице-президент, руководитель бизнес-подразделения «Инфраструктура» компании Schneider Electric в России Константин Комиссаров. «Мы поняли, что не сможем изменить стратегию развития заказчика, но можем встроиться в эту стратегию и стараться быть полезными. Только в этом случае мы можем быть успешными»,— поделился он опытом сотрудничества с «Росатомом».
Многие совершенно искренне считают, что доставят российскому заказчику радость уже одним фактом готовности поставлять свою продукцию. При этом подразумевается, что за счастье обладания европейской продукцией покупатель должен дорого заплатить. В этом свете логичными выглядели прозвучавшие на семинаре вопросы о преференциях для иностранных поставщиков в рамках системы закупок «Росатома».
КОНСТАНТИН КОМИССА-
РОВ: «НЕ ЖДИТЕ ЧУДЕС
ОТ РЫНКА «РОСАТОМА»,
ЭТО ТЯЖЕЛЫЙ И ТЕХНИ-
ЧЕСКИ ОТВЕТСТВЕННЫЙ
РЫНОК. НЕОБХОДИМО
ДЕЛАТЬ ИНВЕСТИЦИИ.
НО ПОСЛЕ ТОГО КАК ВЫ
ПРОЙДЕТЕ ВСЕ НЕОБХО-
ДИМЫЕ ПРОЦЕДУРЫ, ВЫ
ПОЛУЧИТЕ НАДЕЖНОГО,
УСТОЙЧИВОГО, ВЕРНО-
ГО ПАРТНЕРА, КОТОРЫЙ
БУДЕТ С ВАМИ РАБОТАТЬ
МНОГИЕ ГОДЫ»
Впрочем, российско-французское сотрудничество в ядерной энергетике — это дорога с двусторонним движением. Отечественные компании нацелены на расширение рынка сбыта в том числе и за счет Франции. А такие возможности тут есть. Энергокомпания EDF заручилась поддержкой правительства для проведения программы модернизации и продления срока эксплуатации французских АЭС под названием «Большой ремонт». Ее стоимость оценивается в 50 млрд евро.
«Во Франции может быть востребован наш опыт в производстве оборудования, а также технологии в области сервиса и продления срока службы АЭС»,— полагает директор департамента международного бизнеса «Росатома» Николай Дроздов.
Дела выставочные
Выставка начала работу на следующий день. Путь от гостиницы до комплекса в Ле-Бурже занял полтора часа. Оказывается, Парижская кольцевая дорога так же забита в час пик, как
наша многострадальная МКАД. На входе нас ждал первый сюрприз — забавный, но не очень приятный. Организаторы не удосужились поставить указатели, поэтому после того как мы прошли через проходную, предъявив заранее распечатанные бейджи с QR-кодами, мы встали не в ту очередь. Двигалась она очень медленно. Спасение пришло совершенно неожиданно. Я услышал, как неизвестно откуда появившийся человек в костюме лакея направил одного из гостей выставки к другому входу. Выяснилось, что в очереди стояли люди с VIP-бейджами, а простые смертные могли свободно пройти через общий вход.
WNE-2016 проводилась в огромном павильоне, в два-три раза больше московского Гостиного Двора. Здесь можно было увидеть и производителей оборудования для АЭС, и поставщиков КиП и автоматизированных систем управления, и консалтинговые компании, и, конечно, стенды реакторных вендоров и энергокомпаний. В общей сложности экспозиции представили порядка 680 предприятий. На WNE-2016 было очень много компаний из англоязычных стран. США силами отраслевой организации даже устроили отдельный павильон. А вот стенд Westinghouse Electric был скорее скромным, да и располагался не в самом престижном месте. «Страновые» павильоны выставили также Китай, Великобритания и Польша.
Стенд «Росатома» выглядел вполне солидно. По словам сотрудников компании «Русатом — Международная сеть», посетители российской площадки делились на две категории. Одни сразу спрашивали контакты людей, занимающихся закупками. Другие интересовались особенностями реакторной технологии ВВЭР. Интересно, что и тех и других было примерно поровну. «Безусловно, Европа для нас важный рынок с точки зрения поставок нашей продукции»,— отметил президент «Русатом — Международная сеть» Александр Мертен. По его словам, конкурентным преимуществом «Росатома» является в первую очередь высокое качество изделий и услуг, низкая себестоимость, референтность.
В день открытия выставку посетил министр экономики Франции Эммануэль Макрон, которого еще на входе окружила толпа журналистов. В своем выступлении на открытии WNE-2016 он четко дал понять, что Франция рассчитывает на ядерную энергетику и правительство будет поддерживать эту отрасль. Главным конкурентным преимуществом французских ядерных энергетических технологий в правительстве считают ИТ-системы. Areva — первая в мире компания, создавшая полностью цифровую автоматизированную систему управления АЭС, сказал Эммануэль Макрон и призвал развивать ядерные технологии в сотрудничестве с другими вендорами, чтобы снизить цену прогресса.
После выступления молодой французский министр (ему всего 38 лет) пошел осматривать экспозицию. На WNE-2016 Эммануэль Макрон был популярной фигурой. Некоторые участники просили о селфи с ним, на что министр обычно отвечал согласием. «Говорят, что он будет нашим президентом»,— весело пояснил происходящее недоумевающему американцу один француз.
Между тем в выставочном павильоне становилось все жарче. В прямом смысле. Вентиляция явно не справлялась, и сидевшие на сцене под ярким светом софитов участники дискуссий к концу пленарных заседаний выглядели вымотанными.
Все изменилось с началом церемонии награждения. Софиты приглушили, что сделало пребывание на сцене более комфортным. Об успехе ASE в номинации «Производственная эффективность» мы уже писали, поэтому повторяться не будем. Отметим лишь, что в остальных номинациях победу одержали французские компании. В конце дня организаторы устроили фуршет прямо в выставочном павильоне.
Текст: Константин Кобяков