Репортаж с международной выставки World Nuclear Exhibition во Франции 

Госкорпорация «Росатом» прощупала почву для экспансии во Франции в ходе международной выставки World Nuclear Exhibition (WNE), которая состоялась в Париже в конце июня. Как прошла российско-французская межкультурная коммуникация — в нашем репортаже.
Программа «Росатома» в Париже была разделена на две части: участие в выставке и проведение российско-французского семинара по сотрудничеству в ядерной отрасли. Причем семинар состоялся за день до начала WNE. Организатором этого мероприятия выступила компания «Русатом — Международная сеть» и агентство по развитию экономической деятельности французских предприятий на международной арене Business France. Главная цель семинара — ознакомление французских компаний с системой закупок «Росатома» и с производственными возможностями предприятий госкорпорации.

Нюансы сближения
Наиболее интересной частью всего семинара стала сессия, на которой французские компании делились опытом взаимодействия с российскими коллегами — успешным и не очень. Например, директор по продажам Vallourec Николя Моро сетовал, что на российский рынок трубной продукции тяжело войти. По его словам, компания производит отличную трубчатку для парогенераторов, но ее в России не покупают, зато есть спрос на карбоновые трубы.
Секретом успешной работы с «Росатомом» поделился директор по продажам и маркетингу Velan Рафаэль Кутюрье. И его слова стали настоящим откровением: «Мы не смогли продать в России то, что хотели, мы смогли продать только то, что русские сами захотели купить». Рафаэль Кутюрье посоветовал французским коллегам научиться понимать российскую корпоративную культуру и нанимать в России местные кадры, в том числе инженеров. Другим важным фактором успеха он считает соответствие продукции российским стандартам.
В том же ключе высказался и вице-президент, руководитель бизнес-подразделения «Инфраструктура» компании Schneider Electric в России Константин Комиссаров. «Мы поняли, что не сможем изменить стратегию развития заказчика, но можем встроиться в эту стратегию и стараться быть полезными. Только в этом случае мы можем быть успешными»,— поделился он опытом сотрудничества с «Росатомом».
Признание авторитетными западными компаниями невозможности диктовать свою волю российскому заказчику — едва ли не самая ценная информация для новичков, желающих выйти на российский рынок. Семинар показал, что мировоззрение французских партнеров зиждется на уверенности в собственном превосходстве.
Многие совершенно искренне считают, что доставят российскому заказчику радость уже одним фактом готовности поставлять свою продукцию. При этом подразумевается, что за счастье обладания европейской продукцией покупатель должен дорого заплатить. В этом свете логичными выглядели прозвучавшие на семинаре вопросы о преференциях для иностранных поставщиков в рамках системы закупок «Росатома».

КОНСТАНТИН КОМИССА-
РОВ: «НЕ ЖДИТЕ ЧУДЕС
ОТ РЫНКА «РОСАТОМА»,
ЭТО ТЯЖЕЛЫЙ И ТЕХНИ-
ЧЕСКИ ОТВЕТСТВЕННЫЙ
РЫНОК. НЕОБХОДИМО
ДЕЛАТЬ ИНВЕСТИЦИИ.
НО ПОСЛЕ ТОГО КАК ВЫ
ПРОЙДЕТЕ ВСЕ НЕОБХО-
ДИМЫЕ ПРОЦЕДУРЫ, ВЫ
ПОЛУЧИТЕ НАДЕЖНОГО,
УСТОЙЧИВОГО, ВЕРНО-
ГО ПАРТНЕРА, КОТОРЫЙ
БУДЕТ С ВАМИ РАБОТАТЬ
МНОГИЕ ГОДЫ»

Как ответил на это Константин Комиссаров, Schneider Electric работает в российском правовом поле и не просит привилегий. «Не ждите чудес от рынка «Росатома», это тяжелый и технически ответственный рынок. Необходимо делать инвестиции. Но после того как вы пройдете все необходимые процедуры, вы получите надежного, устойчивого, верного партнера, который будет с вами работать многие годы»,— подчеркнул он.
Впрочем, российско-французское сотрудничество в ядерной энергетике — это дорога с двусторонним движением. Отечественные компании нацелены на расширение рынка сбыта в том числе и за счет Франции. А такие возможности тут есть. Энергокомпания EDF заручилась поддержкой правительства для проведения программы модернизации и продления срока эксплуатации французских АЭС под названием «Большой ремонт». Ее стоимость оценивается в 50 млрд евро.
«Во Франции может быть востребован наш опыт в производстве оборудования, а также технологии в области сервиса и продления срока службы АЭС»,— полагает директор департамента международного бизнеса «Росатома» Николай Дроздов.
Дела выставочные
Выставка начала работу на следующий день. Путь от гостиницы до комплекса в Ле-Бурже занял полтора часа. Оказывается, Парижская кольцевая дорога так же забита в час пик, как
наша многострадальная МКАД. На входе нас ждал первый сюрприз — забавный, но не очень приятный. Организаторы не удосужились поставить указатели, поэтому после того как мы прошли через проходную, предъявив заранее распечатанные бейджи с QR-кодами, мы встали не в ту очередь. Двигалась она очень медленно. Спасение пришло совершенно неожиданно. Я услышал, как неизвестно откуда появившийся человек в костюме лакея направил одного из гостей выставки к другому входу. Выяснилось, что в очереди стояли люди с VIP-бейджами, а простые смертные могли свободно пройти через общий вход.
WNE-2016 проводилась в огромном павильоне, в два-три раза больше московского Гостиного Двора. Здесь можно было увидеть и производителей оборудования для АЭС, и поставщиков КиП и автоматизированных систем управления, и консалтинговые компании, и, конечно, стенды реакторных вендоров и энергокомпаний. В общей сложности экспозиции представили порядка 680 предприятий. На WNE-2016 было очень много компаний из англоязычных стран. США силами отраслевой организации даже устроили отдельный павильон. А вот стенд Westinghouse Electric был скорее скромным, да и располагался не в самом престижном месте. «Страновые» павильоны выставили также Китай, Великобритания и Польша.
Стенд «Росатома» выглядел вполне солидно. По словам сотрудников компании «Русатом — Международная сеть», посетители российской площадки делились на две категории. Одни сразу спрашивали контакты людей, занимающихся закупками. Другие интересовались особенностями реакторной технологии ВВЭР. Интересно, что и тех и других было примерно поровну. «Безусловно, Европа для нас важный рынок с точки зрения поставок нашей продукции»,— отметил президент «Русатом — Международная сеть» Александр Мертен. По его словам, конкурентным преимуществом «Росатома» является в первую очередь высокое качество изделий и услуг, низкая себестоимость, референтность.
В день открытия выставку посетил министр экономики Франции Эммануэль Макрон, которого еще на входе окружила толпа журналистов. В своем выступлении на открытии WNE-2016 он четко дал понять, что Франция рассчитывает на ядерную энергетику и правительство будет поддерживать эту отрасль. Главным конкурентным преимуществом французских ядерных энергетических технологий в правительстве считают ИТ-системы. Areva — первая в мире компания, создавшая полностью цифровую автоматизированную систему управления АЭС, сказал Эммануэль Макрон и призвал развивать ядерные технологии в сотрудничестве с другими вендорами, чтобы снизить цену прогресса.
После выступления молодой французский министр (ему всего 38 лет) пошел осматривать экспозицию. На WNE-2016 Эммануэль Макрон был популярной фигурой. Некоторые участники просили о селфи с ним, на что министр обычно отвечал согласием. «Говорят, что он будет нашим президентом»,— весело пояснил происходящее недоумевающему американцу один француз.
Между тем в выставочном павильоне становилось все жарче. В прямом смысле. Вентиляция явно не справлялась, и сидевшие на сцене под ярким светом софитов участники дискуссий к концу пленарных заседаний выглядели вымотанными.
Все изменилось с началом церемонии награждения. Софиты приглушили, что сделало пребывание на сцене более комфортным. Об успехе ASE в номинации «Производственная эффективность» мы уже писали, поэтому повторяться не будем. Отметим лишь, что в остальных номинациях победу одержали французские компании. В конце дня организаторы устроили фуршет прямо в выставочном павильоне.
Текст: Константин Кобяков

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: