Кажется, климат нам изменяет
Не успел отгреметь форум «Атомэкспо», где будущее мировой энергетики обсуждали в свете климатических проблем, как жители Европы и России на себе испытали недовольство природы. Наша редакция, включив обогреватели на полную, вслед за участниками атомного конгресса рассмотрела тему глобального изменения климата с разных сторон.
Вторая неделя июня началась с тревожных новостей. Баварию и часть Франции затопило из-за проливных дождей, были даже человеческие жертвы. Лувр закрыли для посетителей, часть экспонатов эвакуирована. Начало туристического сезона в Крыму не задалось — нет тепла. Во Владикавказе выпал град с куриное яйцо. В Москве обещали заморозки. Зато
в чукотском Билибине — жара за 30 градусов.
Первая десятка стран-эмитентов углекислого газа (в млн т)
КОММЕНТАРИЙ
Заместитель генерального директора МАГАТЭ
— В конце прошлого года в Париже прошла конференция по вопросам климатических изменений (COP 21). Участники изменили негативное отношение к атомной энергетике и причислили ее к возобновляемым источникам. Много говорили об отрицательной роли угольной промышленности. Руководитель ВОЗ Маргарет Чен сообщила, что 7 млн человек ежегодно умирают
от загрязнения воздуха. Предлагали новые технологии по «ловушке» двуокиси углерода. Но это предложение вызвало критику: внедрение технологий потребует модернизации всех станций, которые работают на угле. А это очень дорого.
В рамках конференции было решено установить лимиты на выбросы для развитых и развивающихся стран, чтобы к концу столетия не допустить потепления на 2°C. В департаменте ядерной энергии МАГАТЭ разрабатывают программы по поддержанию климата. Мы заручились поддержкой участников конференции, которые подтвердили, что в борьбе с изменением климата атомная энергетика наравне с возобновляемыми источниками имеет право на существование в национальных программах. К 2030 году будут выведены из эксплуатации АЭС общей мощностью 150 ГВт. Поэтому нужно построить более 150 энергоблоков мощностью по 1000 МВт каждый.
По прогнозам МАГАТЭ, до 2050 года атомная энергетика вырастет минимум на 2%, максимум — на 70%. Почему такой разброс? Максимальные цифры основываются на планах стран
строить АЭС. К примеру, ЮАР заявила о желании построить АЭС на 10 ГВт, Нигерия — 4,8 ГВт, в раздумье находится Кения. Но более реальная цифра — 2%, это больше 10 блоков в год.
Мы научились быстро и качественно строить атомные объекты. 30 атомных реакторов введены в эксплуатацию за пять лет по всему миру, 29 остановлены и сняты с эксплуатации, и 28 энергоблоков начали строить. Сегодня атомные станции сооружаются в 15 странах, 27 стран заявили о том, что рассматривают возможность использования атомной энергетики.