Для себя и на продажу: ФЦЯРБ испытал новый контейнер для ОЯТ

В конце апреля ФЦЯРБ завершил испытания транспортно-упаковочных комплексов нового поколения для облученного ядерного топлива — более безопасных и вместительных. Этими ТУКами обновят отечественный парк контейнеров, а также пополнят экспортный портфель.
Испытания ТУК‑141, предназначенных для облученных топливных сборок ВВЭР‑1000, проходили на первом блоке Калининской АЭС в ремонтную кампанию. «Торопились, так как были привязаны к графику ремонта: если бы не успели провести испытания в апреле, то потеряли бы целый год», — рассказывает Андрей Голиней, гендиректор ФЦЯРБ, управляющей компании дивизиона «ЗСЖЦ».
Предыдущая модификация ТУКов появилась в 1989 году. За четверть века оборудование морально устарело, износилось, его технические характеристики не соответствуют параметрам топлива и требованиям безопасности МАГАТЭ. «Изменилось обогащение топлива, глубина выгорания. Требования к комплектам предъявляются совершенно другие», — поясняет глава управляющей компании дивизиона «ЗСЖЦ» «Росатома». К тому же старые ТУКи не вписывались в стратегию экспансии на зарубежный рынок, так как не соответствовали международным требованиям — были трудности с их сертификацией в Европе.

ТУК-141 — металлическая конструкция из высокопрочного чугуна массой 112 т. Имеет твердую нейтронную защиту, обеспечивающую высокую степень радиационной безопасности. ТУК-141 вместительнее предшественника, ТУК-13: 18 ОТВС вместо 12. Разработка под началом ФЦЯРБ стартовала в середине 2014 года. На вопрос, что мешало закончить раньше, Андрей Голиней отвечает так: «Мы потратили массу времени на согласование проекта, потом поплыл курс валюты… Тем не менее мы собрались и сделали». Следующий шаг — подготовка к промышленной эксплуатации. В середине следующего года контейнер отправят на одну из станций и там загрузят ОЯТ. «В боевых условиях будем испытывать», — говорит Андрей Голиней. Потом ТУК получит лицензию и уйдет в серийное производство.

НОВЫЙ ТУК МОЖЕТ БЫТЬ ВОСТРЕБОВАН ЗА ГРАНИЦЕЙ НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ, НО И ДЛЯ ХРАНЕНИЯ ОТВС НА ПЛОЩАДКЕ АЭС. РАСЧЕТНЫЙ СРОК ХРАНЕНИЯ — 50 ЛЕТ, К ТОМУ ЖЕ ЕСТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ МОДИФИКАЦИИ ПОД КЛИМАТ И ПАРАМЕТРЫ ТОПЛИВА

Экспортный потенциал
По задумке авторов проекта, новый ТУК для облученного топлива ВВЭР-1000 или 1200 может быть востребован за границей не только для перевозки, но и для хранения ОТВС на площадке АЭС (в России принята схема централизованного хранения и переработки ОЯТ, поэтому второе назначение не так актуально. — «СР»). Расчетный срок хранения в новом ТУКе — 50 лет, и это не предел, к тому же есть возможность модификации под климат и параметры топлива. «Двухцелевой ТУК понадобится на зарубежных проектах, заказчики которых еще не сформировали стратегию обращения с ОЯТ. Во всех новых проектах «Росатома» по сооружению АЭС за рубежом — в Турции, Египте, Бангладеш — нужна будет накопительная площадка для ТУКов.
Из них будет формироваться судовая партия для отправки на завод по переработке ОЯТ», — поясняет заместитель гендиректора ФЦЯРБ по коммерческой деятельности Максим Кушнарев. Если для транспортировки ОТВС ВВЭР-1000 достаточно восьми оборотных транспортных контейнеров, то для хранения нужно намного больше. По оценкам экспертов, за рубежом подобный ТУК стоит порядка 1,5 – 2 млн долларов. Первый контракт на поставку за границу может быть подписан до конца года. Одновременно прорабатывается возможность выхода на рынок ТУКов для ОТВС реакторов зарубежного дизайна.
Ложка дегтя
Поскольку разработка ТУКов началась до введения санкций, в действующую конструкцию заложены импортные материалы, например чугун с шаровидным графитом. Он относительно дешев и позволяет отлить цельную конструкцию, которая выдерживает довольно широкий диапазон температуры. Однако в России пока технология производства чугуна с шаровидным графитом не освоена, заняться этим предстоит, скорее всего, «Петрозаводскмашу». Нейтронную защиту тоже закупали за границей, и ее теперь нужно делать самим. Еще один элемент — борированная труба, которая входит в конструкцию чехла для ОТВС. Для первого ТУК-141 ее покупали у чехов. «Мы рассчитываем, что отечественная промышленность откликнется на призыв произвести важную для нас продукцию», — отмечает начальник производственного управления ФЦЯРБ Константин Твиленев.
КСТАТИ
Практически одновременно ФЦЯРБ вел работу над модификацией ТУК-140, предназначенной для транспортировки ОТВС реакторов ВВЭР-440. «Доделываем два первых комплекта. С ними проще: ВВЭР-440 никто больше не строит. Принципиально это уже уходящий реактор. Мы не зависим от графика ремонта», — говорит начальник производственного управления ФЦЯРБ Константин Твиленев. Испытания нового ТУК-140 пройдут на АЭС, потом на ПО «Маяк». Дальше бумажные дела, и в следующем году с ним начнут работать.
Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: