Атомный лихтеровоз «Севморпуть» вернулся в море
6 мая единственный в мире атомный лихтеровоз вышел в рейс после восстановления. Судну поручено работать на укрепление российских форпостов в Арктике.
Из порта Мурманска «Севморпуть» с 5,7 тыс. т груза на борту отправился к острову Котельный Новосибирского архипелага. Там восстанавливают военную базу, заброшенную в 1990-е, — это часть программы возобновления присутствия вооруженных сил России в Арктике. Модернизируется аэродром, для военнослужащих 99-й арктической группы строится городок. Капитан лихтеровоза Фарид Габбасов рассказывает: «Везем утеплитель, трубы, кабельное оборудование. Нужно обустроить жилье, создать инфраструктуру, системы видеонаблюдения, подключить телевидение. Все будет на высшем уровне — не служба, а рай».
Атомоход ввели в строй в 1988 году. За 15 лет он прошел 302 тыс. миль, перевез более 1,5 млн т грузов. А потом стал нерентабелен — его вычеркнули из морского регистра и заглушили реактор. «Мы тогда относились к Мурманскому морскому пароходству и в основном работали на норильском направлении, — говорит Фарид Габбасов. — «Норникель» решил строить свои суда, чтобы ни от кого не зависеть, и «Севморпуть» вроде как стал не нужен. Думаю, если бы в состав «Атомфлота» лихтеровоз включили раньше, ему нашлось бы место в транспортной цепочке «Норникеля»: эти компании плотно сотрудничают».
«СЕВМОРПУТЬ» ВСКОРЕ ПОСЛЕ ПЕРЕДАЧИ «АТОМФЛОТУ» СТАЛИ ГОТОВИТЬ К УТИЛИЗАЦИИ. НА НЕСКОЛЬКО ЛЕТ СУДНО СТАЛО ДОНОРОМ ДЕТАЛЕЙ ДЛЯ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ФЛОТА. НО ДЛЯ ЛИХТЕРОВОЗА НАШЛАСЬ РАБОТА У МИНОБОРОНЫ
Летом будет еще один рейс по заказу военных. Лихтеровоз отправится к поселку Белушья Губа на Новой Земле. Помимо задач Минобороны «Севморпуть» сможет участвовать в северном завозе, в освоении шельфа и разработке Павловского месторождения свинцово-цинковых руд на Новой Земле. В рентабельности судна экипаж не сомневается. «Флот «Норникеля» ежемесячно порядка 80 т топлива расходует, — поясняет Фарид Габбасов. — Заправка — сложная операция: к кораблю должен подойти танкер, зимой еще приходится заказывать буксиры. А у нас батарейку зарядили на семь лет — и никаких проблем».
«Наличие атомной установки требует специальной базы. Эта база есть, там находятся все наши ледоколы. В остальном обслуживание как у обычного судна», — сообщил журналистам в Мурманске первый заместитель гендиректора «Атомфлота» Мустафа Кашка.
«Севморпуть» может идти во льду толщиной до 1,5 м без сопровождения атомного ледокола. На борту помещается 74 лихтера грузоподъемностью 300 т или 1328 20-футовых контейнеров.