Атомная игра в «Бангладеш»: как страна пришла к строительству АЭС

В культовом фильме «Асса» мальчик Бананан предлагает миллионеру Крымову сыграть в «Бангладеш». Правила – полнейшая мистификация: Крымов называет число, Бананан называет большее и объявляет себя победителем. Игра странная, почему Бангладеш, тоже непонятно. Возможно, у героя это слово ассоциировалось с чем-то таинственным и экзотическим. Однако и сама страна — бедная и богатая одновременно, одна из самых густонаселенных в мире, бывшая частью сразу двух государств — похожа на загадку или уравнение со многими неизвестными.

Бангладеш до 1947 года входила в состав Индии, которая, в свою очередь, была колонией Великобритании. После провозглашения Индией независимости и раздела территории Бангладеш отошла Пакистану, а независимость получила в 1971 году, после кровопролитной гражданской войны.

Новая власть провозгласила ориентацию на построение социализма, не отказываясь при этом и от демократии. Лидер государства, премьер-министр Муджибур Рахман, активно дружил с СССР, который не только поддержал независимость Бангладеш в Совбезе ООН, но и оказывал практическую помощь молодой республике. Так, в январе 1972 года советские минные тральщики помогли освободить акваторию порта Бангладеш от мин, заложенных в период индо-пакистанской войны. «Cоветские парни чистили воды Суэцкого канала и залива от мин, которые Англия, Франция, Италия, США набросали туда, как клецки в суп», — описывал эту историю в книге «Трагедия СССР» генерал Альберт Макашов.

Муджибур Рахман по-прежнему одна из самых почитаемых фигур в стране. Его портреты висят во всех государственных учреждениях. Однако, как и многие прогрессивные в начале своей карьеры политические лидеры, Муджибур Рахман, став президентом, пришел к авторитарной системе правления, что вызвало недовольство своих соратников, которые подняли путч.

Дочь за отца

Муджибур Рахман и многие члены его семьи погибли от рук военных. Дочери президента в это время находилась на учебе в Германии. Им запретили въезд на территорию Бангладеш. Старшая, Шейх Хасина Вазед, будучи в изгнании, возглавила отцовскую партию «Авами Лиг», все-таки вернулась на родину и стала лидером оппозиционной партийной коалиции и одним из самых популярных политиков. Не раз подвергалась аресту, участвовала в выборах, пока последний диктатор, Эршаду, не распустил надоевший ему парламент.

Но правлению Эршада пришел конец, и в 1991 году в Бангладеш прошли первые демократические выборы. «Авами Лиг» проиграла Бангладешской националистической партии (БНП), но взяла реванш в 1996 году и Шейх Хасина Вазед стала премьер-министром. За время ее правления значительно улучшилась экономическая ситуация: благодаря притоку частного капитала и международных компаний – производителей одежды, уровень жизни в стране повысился, темпы роста экономики составили 5 – 6 % в год. Хасину Вазед сравнивали с Ганди. Неуловимое сходство с индийским премьером ей придавало не только традиционное сари: так же как и Ганди, дочь первого президента Бангладеш пользовалась уважением беднейших слоев. В 2010 году она удостоилась Премии мира Индиры Ганди.

Но вернемся к событиям, предшествовавшим этому. В 2001 году ситуация резко ухудшилась. В результате терактов, совершенных исламистскими группами, погибло более 100 человек, что серьезно повлияло на результаты парламентских выборов. Новым премьером стала Халеда Зия, вдова экс-президента Бангладеш Зиаура Рахмана.

Зиаур Рахман, герой войны за независимость, принадлежал когорте военных, которые пришли к власти после гибели Муджибура Рахмана. Правда, его правление продлилось не слишком долго: в 1981 году он был убит во время очередного переворота. Его политическим наследием была Бангладешская националистическая партия, которую и возглавила впоследствии Халеда Зия, до смерти мужа занимавшаяся исключительно домашним хозяйством. В 1991 году БНП победила на парламентских выборах, а сама Зия стала первой в Бангладеш женщиной премьер-министром. Ее правление запомнилось экономическими реформами, а также массовой приватизацией обширного госсектора.

В середине 1990-х популярность Халеды Зии начала падать. Народ массово выходил на демонстрации, в столкновениях с силами правопорядка погибли сотни человек. В 1996 году Зия и БНП потерпели поражение на выборах и власть перешла к ее сопернице Вазед. «Можно только попытаться представить, какой тяжелый сплав эмоций соединял, а точнее, разделял этих двух женщин. Помимо острого политического соперничества здесь налицо все мотивы сенсационного литературного сюжета: убийство, предательство, государственные перевороты, скорбь о погибших отце и муже и, главное, месть», — пишет в своей работе «Дочь демократии: триумфы и падения Хасины Вазед» научный сотрудник Института востоковедения РАН Анна Суворова.

АЭС родом из Пакистана

Сегодня в Бангладеш продолжается жесткая политическая борьба. Страну сотрясают демонстрации сторонников Халеды Зии. Возросла активность исламистской партии «Джамаат-и-Ислами Бангладеш», радикальное крыло которой угрожает шиитским и христианским организациям. Казалось бы, политический климат не способствует строительству АЭС. Однако правительство убеждено, что атомная станция не только улучшит ситуацию в сфере энергетики, но и будет способствовать экономическому росту. Доступ к электроэнергии имеет только половина населения: в Бангладеш проживают свыше 156 млн человек — на 13 млн больше, чем в России, при этом территория страны равна трем Московским областям.

Атомную станцию в Бангладеш задумали построить, когда она была еще Восточным Пакистаном. Уголь, несмотря на его большие запасы, достаточно трудно добывать, месторождения газа есть, но энергосистема должна быть диверсифицированной. К тому играл роль и национальный престиж: развитие мирного атома сразу же поставило бы страну на более высокую ступень экономического развития.

В 1961 году для строительства АЭС мощностью 125 МВт даже выбрали место. Переговоры власти Пакистана начали вести с СССР. Предполагалось, что советские специалисты возведут АЭС в Карачи, однако из-за ухудшения межгосударственных отношений СССР не стал участвовать в проекте, и энергоблок в Карачи был построен канадцами.

В 2011 году Бангладеш, отвергнув предложение Китая, заключила межправительственное соглашение о строительстве АЭС «Руппур» с Россией. Согласно контракту, «Росатом» возводит на восточном берегу реки Ганг, недалеко от столицы Дакки, два энергоблока с ВВЭР мощностью 1200 МВт каждый. Стоимость проекта составляет около 10 млрд долларов.

На церемонии закладки первого камня на площадке станции в 2013 году Шейх Хасина Вазед заявила, что строительство АЭС «давняя мечта народа Бангладеш», и это не дежурная фраза. Для премьера сооружение АЭС не только государственный, но и личный проект. О том, чтобы в Бангладеш была атомная станция, мечтал ее покойный супруг — Вазед Мия, генсек бангладешской ассоциации ученых-ядерщиков. Доктор Мия был блистательным ученым, работал в лабораториях Италии, Германии, США. Известно, что переговоры об АЭС правительство начало вести еще при его жизни, а это значит, свою игру в «Бангладеш» он уже выиграл.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: