Не энергией единой

Для освоения Арктики отраслевые НИИ могут предложить не только источники энергии, но и системы безопасности, оборудование для добычи и транспортировки углеводородов, новые конструкционные материалы и строительные технологии. Научные центры представили свои северные проекты на очередной стратегической сессии в ЦИПК «Росатома».

Институты поделились друг с другом и руководством блока по управлению инновациями своими идеями для арктических территорий. Лучшие позже представят на рабочих группах Государственной комиссии по вопросам развития Арктики.

Лазером по металлу

Первый заместитель директора отделения перспективных исследований ТРИНИТИ Александр Красюков представил мобильные лазерные технологические комплексы (МЛТК) для ликвидации техногенных аварий и утилизации крупных металлоконструкций. Институт уже изготовил и поставил заказчикам шесть МЛТК разных модификаций. Одну из последних, МЛТК-20, пятый год применяет «Газпром» и «Лукойл» для ликвидации аварий в Приполярье. К 2017 году атомщики планируют усовершенствовать комплекс, увеличив выходную мощность излучения до 30 кВт, дальностью воздействия — до 100 м, режим непрерывной работы при температуре воздуха от +40 до -50 °C — до 10 часов.
На базе этих комплексов в ТРИНИТИ разрабатывают принципы и методы подводной лазерной резки для ликвидации разливов нефти на ледовых поверхностях и воде, а также для разделки крупномасштабных толстостенных металлоконструкций — подводных лодок и самолетов. Эти и другие новации институт намерен воплотить в многофункциональных установках следующих поколений.
[pullquote position=»right»]«НИИграфит» готов делать для Арктики мобильные установки для получения синтетического моторного жидкого топлива из местного сырья — нефти, сланца, угля, битума, а также органических отходов – резины, пластика, древесины[/pullquote]

Северная стройка

Руководитель управления инновационной деятельности АО «Наука и инновации» Николай Манцевич рассказал, чем могут быть полезны Арктике аддитивные технологии. «Росатом» ведет два проекта по разработке материалов, технологий и оборудования для металлической 3D-печати. Первый, создание экспериментального принтера, выполняет головная организация «ЦНИИТмаш», за второй (промышленный 3D-принтер, который через два года запустят в серию) отвечает УЭХК.
«Строительная печать позволяет достаточно быстро получать изделия практически из всех материалов, которые текут и затвердевают. Время цикла от проектирования до производства сокращается в 10 раз. Это стало для нас ключевым моментом при рассмотрении применения этой технологии в Арктической зоне, потому что строительный сезон в высоких широтах очень короткий», — отметил Николай Манцевич.

Топливо на месте

«НИИграфит» готов делать для Арктики мобильные установки для получения синтетического моторного жидкого топлива из местного сырья — нефти, сланца, угля, битума, а также органических отходов – резины, пластика, древесины. Монтируется такое производство в двух двадцатифутовых контейнерах, стоимость оборудования — не более 150 млн рублей. Все технические решения запатентованы, есть ноу-хау, сообщила начальник управления научно-технического развития «НИИграфита» Наталья Бейлина. Еще институт предлагает экомодули – локальные системы обеспечения питьевой водой, очистки стоков, системы разделения, концентрирования и очистки газов.
НИФХИ им. Карпова обращает внимание нефтяников и газовиков на свои полимерные композиционные материалы. Например, сверхизносоустойчивый радиационно-модифицированный фторопласт можно использовать для производства поршневых и штоковых уплотнителей гидроцилиндров, поршневых колец и сальниковых уплотнений компрессоров, щелевых уплотнений насосов, уплотнений шаровых кранов, подшипников и опор скольжения. Изделия из такого материала износостойкие и прочные, могут эксплуатироваться при температуре воздуха до –70 °С.
Также институт работает над полиэфиркетоном — новым конструкционным материалом повышенной абразивной стойкости, способным выдержать охлаждение уже до -160 °С. Его можно применять при изготовлении деталей погружных насосов, корпусов. Кроме того, НИФХИ создал морозостойкое, для –65 °С, топливо.

Разложить на элементы

Главный специалист ВНИИА им. Духова Сергей Копылов рассказал о проекте комплекса глубоководного бурения ТК-15 для элементного анализа месторождений полезных ископаемых. Разработчики соединили две технологии: импульсный каротаж, позволяющий проводить элементный анализ содержимого скважин, и глубоководное бурение шельфа. Для реализации проекта потребуется порядка 300 млн рублей.
Инженер ВНИИА Наталья Титова представила другую новинку – датчики высокой точности для измерения давления в широком диапазоне температуры: от –60 до +80 °С. Они могут работать в агрессивных средах с высоким содержанием морской воды, дезактивирующих растворов, выдерживают значительные перегрузки давлением, грозовые разряды и интенсивные электромагнитные помехи. Датчики уже широко используются на АЭС, магистральных газопроводах и газоперекачивающих агрегатах «Газпрома». Технические характеристики позволяют применять их и на арктических морских базах, и на ледоколах «Атомфлота». Вместе с датчиками ВНИИА предлагает импортонезависимое метрологическое оборудование для их поверки.

Безопасное освоение

Представитель «Элерона» Олег Лежнев рассказал об интегрированной системе безопасности «Одиссей» для судов и ледоколов. Она предназначена для управления, сбора, обработки и хранения информации средств контроля и управления доступом, охранной сигнализации, а также телевизионного оптико-электронного наблюдения за обстановкой на открытых палубах, внутренних помещениях и надстройках кораблей и судов водоизмещением от 100 т, в том числе с ядерными энергетическими установками. «Одиссей» уже внедряется на Севморпути, атомном ледоколе проекта 22220, в планах – оснащение ею ледокола «Ямал». Программное ядро «Тобол» интегрируется с системой безопасности транспортирования ядерно опасных грузов, телевизионным оборудованием, системами биометрии, контроля доступа, компьютерно-серверным оснащением. «Одиссей» может эксплуатироваться в районах Крайнего Севера при температуре до –60 °С.
У «Элерона» есть радиолокационный оптико-гидроакустический комплекс «Гарпун-2» для охраны морских объектов. Он состоит из погружного модуля гидроакустики, радиолокационного модуля, совмещенного со станцией оптического наведения, подсветки и поста управления. Системы обнаружения столь чувствительны, что обнаруживают не только подводные средства передвижения, но и одиночных пловцов — как на поверхности, так и под водой.
ВРЕЗ
«НИИграфит» готов делать для Арктики мобильные установки для получения синтетического моторного жидкого топлива из местного сырья — нефти, сланца, угля, битума, а также органических отходов – резины, пластика, древесины
 

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: