Идеология одного окна
«Росатом» продолжает оптимизировать возможности своих предприятий и выходит на нетрадиционные для себя рынки. Недавно в госкорпорации было сформировано бизнес-направление «Системы безопасности», куда вошли семь предприятий ядерного оружейного комплекса. Какие возможности дает такая кооперация, рассказывает директор департамента развития научно-производственной базы ЯОК Сергей Власов.
— Как возникла идея создать направление «Системы безопасности»?
— Предприятия ЯОК более 50 лет работают в сегменте охранных систем, поскольку их продукцию нужно надежно защищать. Поэтому компетенции создания, производства, монтажа и обслуживания систем технической защиты, систем охраны у них хорошо развиты. Однако с 1990-х годов и до недавних пор предприятия на рынке работали не всегда системно и согласованно — не обладали полной информацией о потребностях заказчиков и зачастую создавали нездоровую конкуренцию. Необходимо было оптимизировать их действия.
В 2013 году была создана рабочая группа, перед которой стояла задача, проанализировав производственно-экономические возможности и продуктовую линейку предприятий, сформировать комплексную стратегию на рынке безопасности, определить зону ответственности каждого предприятия. В итоге появилось новое направления бизнеса. В апреле этого года выпущен приказ, согласно которому интегрирующая функция возлагается на СНПО «Элерон».
— Почему был выбран именно «Элерон»?
— «Элерон» одним из первых в отрасли стал специализироваться на системах безопасности. Это наиболее мощное предприятие и в сфере разработки, и по номенклатуре продукции. Оно динамично развивается и показывает стабильный рост выручки — 10 – 15 % ежегодно.
— Как отреагировали другие предприятия на это решение и как выстраивается взаимодействие в консорциуме?
— Не все проходило гладко, были разногласия. Но мы провели большую организационную работу, учли и специфику продуктов, НИОКР, и особенности деятельности каждого предприятия.
Пример для подражания
— Новое направление сформировано полностью? Есть опыт совместного участия с тендерах?
— На сегодня разработана и утверждена в «Росатоме» продуктовая стратегия, определена базовая линейка. Мы уже участвуем в конкурсах. Хороший пример отработки нюансов взаимодействия между предприятиями — прошлогодняя победа «Элерона» в кооперации с ВНИИА в тендере на оснащение всех 195 станций Московского метрополитена системами обнаружения ядерных материалов и радиоактивных веществ. Этот очень объемный заказ был выполнен в сжатые сроки.
— Но это не единственный реализованный проект?
— В Сочи в 2014 году НИКИРЭТ установил систему автоматизированного контроля доступа на олимпийские объекты, через которую прошло около 1,5 млн зрителей. Не было ни одного технического сбоя и ни один человек не был потерян: сколько людей вошло, столько и вышло. Используя этот опыт, НИКИРЭТ будет готовиться к оснащению спортивных сооружений чемпионата мира по футболу 2018 года, привлекая других участников направления. Пока готовимся к тендеру, на который выйдем с комплексным предложением.
Мы также работаем на объектах Минобороны, в этом сегменте рынка первенство исторически принадлежит«Элерону», сейчас подключается НИКИРЭТ и ПО «Север». «Элерон» и «Дедал» заняты в проектах на госгранице.
— Расскажите подробнее о возможностях нового бизнес-направления.
— Мы можем предложить заказчику комплексные услуги, которые включают проведение НИОКР, производство, поставку оборудования, монтаж, наладку, сервисное обслуживание на всем жизненном цикле и вывод из эксплуатации. Это выгодно потребителю: работая в режиме одного окна, с компанией-интегратором, он может быть уверен, что на протяжении длительного времени техника будет поддерживаться в рабочем состоянии, модернизироваться и задачи по охране будут решены. В качестве примера могу привести проект с Министерством обороны, в рамках которого «Элерон» за последние два года по ряду объектов сократил сроки разработки, поставки, обслуживания оборудования практически в два раза с экономией до 20 % средств федерального бюджета.
— Получается, внутри отрасли теперь конкуренции нет?
— Конкуренцию между нашими предприятиями мы ликвидировали. Но это не значит, что их альянс стал монополистом. Рынок систем безопасности конкурентный. Поэтому у наших предприятий есть стимул совершенствовать продукцию, чтобы увеличивать долю рынка. Мы своих конкурентов знаем, встречаемся на мероприятиях, смотрим на разработки друг друга и стараемся взять лучшее от тех направлений, где видим потенциал.
НИКИРЭТ (филиал ПО «Старт»)
ВНИИА им. Духова
НИИЭФА им. Ефремова
НПК «Дедал»
НИТИ им. Александрова
Перспективы развития
— Ваши основные заказчики, кто они?
— Силовые структуры. В этом сегменте в последние три годы мы существенно расширили присутствие. Например, раньше мы занимались в основном объектами Минобороны, отвечающими за ядерно-техническое обеспечение. Оценив качество работ наших предприятий, Минобороны предложило нам взять объекты военно-морского флота, воздушно-космических сил, ракетных войск стратегического назначения. Аналогичная ситуация складывается и по объектам спецслужб: МВД, ФСБ, ФСО. Расширение нашего присутствия в этой сфере продолжится.
«Росатом» активно развивает строительство за границей, в разной стадии проработки находится более 30 блоков. Первый опыт «Элерон» получит на АЭС «Аккую» как базовый поставщик решений в области систем безопасности. Если все сложится удачно и на турецкой станции наши решения получат референтность, это будет хорошим аргументом для заключения договоров по другим зарубежным контрактам «Росатома».
И наконец, объекты ЯОК. Здесь мы ситуацию вплоть до 2020 года полностью понимаем: объемы работ будут только возрастать. Наш крупный потенциальный заказчик – предприятия топливно-энергетического комплекса. Импортные охранные системы сейчас замещаются отечественными, и здесь мы видим очень хорошие шансы для себя.
— Поделитесь планами развития бизнес-направления.
— Стратегия на первом этапе, до 2018 года, предполагает 20-процентный рост выручки ежегодно в целом по направлению. Перспективные рынки сегодня – объекты ТЭК, транспортной инфраструктуры (морские порты, железнодорожные вокзалы, аэропорты) и крупные спортивные объекты. На наш выставочный стенд (см. стр. 5) приходили представители «Газпрома», «Роснефти». Они видят уровень разработок, поэтому проявляют интерес.
— Как вы защищаете от копирования технологии, которые вышли из оборонной промышленности и используются теперь в гражданской?
— Ноу-хау и интеллектуальные решения охраняются как результаты интеллектуальной деятельности, патентуются. То, что мы видим на выставках, – это внешний контур, то есть готовые системы, продукты с заданными параметрами. Просто скопировать решения не получится, так как их получение — сложный наукоемкий процесс, основанный на разработках в области микроэлектроники, радиоэлектронной аппаратуры, схемотехники, программирования, конструирования. Этот внутренний научный пласт мы, естественно, тщательно охраняем как интеллектуальную собственность.
— Планируется расширять круг участников направления?
— Рынок систем безопасности – это открытый конкурентный бизнес. Мы внимательно анализируем его и прорабатываем возможность кооперации для выработки совместных решений, которые будут взаимовыгодными как для потенциальных партнеров, так и для госкорпорации.