Неуязвимая для землетрясений

Российские атомщики приступили к первому этапу реализации проекта по продлению срока эксплуатации второго блока Армянской АЭС. О том, что делает станцию неуязвимой для землетрясений и на сколько можно продлить жизнь единственного действующего в Армении ядерного блока, подробно узнал корреспондент «СР».

Армянская АЭС расположена на западе страны, вблизи города Мецамор. Здесь почти круглый год тепло. Местные жители выращивают фрукты и разводят скот. В окне автобуса то и дело мелькают стада овец, а вдоль дороги тянутся виноградники. Атомщики решили не отставать от фермеров и высадили фруктовые деревья на территории АЭС. «У нас свой сад. Абрикосы растут. Ласточки гнезда вьют, — встречает делегацию журналистов начальник смены АЭС Михаил Анисонян. — Здесь красивые места, а в ясную погоду можно Арарат разглядеть».
Станция построена в советское время по проекту «Атомтеплоэлектропроекта» (сейчас — НИАЭП) — два энергоблока с реакторами типа ВВЭР-440. С таким же типом реактора в 1973 году в Питере спроектировали Кольскую АЭС. Над проектом для Армянской АЭС из-за высокой сейсмичности района нижегородцам пришлось поработать. К работе подключили полсотни проектно-конструкторских и научно-исследовательских организаций. «Проектировщики рассчитывали на землетрясение до 9,5 балла по шкале Рихтера», — поясняет Михаил Анисанян. Понадобилось проектировать отдельные узлы и системы для этих условий. В конструкции станции использовали гидроамортизаторы, которые в случае землетрясения жестко связывают фундамент и оборудование. «Они установлены на основном оборудовании первого контура: на парогенераторах, ГЦН и главных запорных задвижках, — продолжает Михаил Анисанян. — Под воздействием толчков гидроамортизаторы моментально фиксируют оборудование и препятствуют малейшему движению». В полтора раза увеличили толщину стен здания реакторного отделения. Еще ленинградский «Теплоэлектропроект» (сейчас «Атомпроект») укрепил четыре башенные градирни, отчего те получились высотой по 110 метров. Первый блок пустили в декабре 1976 года, второй — в декабре 1980-го.

Преданные отрасли

Многие строители после пуска станции остались работать здесь. Лендруш Манусаджян, мастер по сварке ЦЦР, на АЭС пришел 40 лет назад. «Был организован монтаж второго блока, и мне страсть как захотелось своими руками построить атомный блок, — рассказывает он. – Потом интересно стало, как атомные технологии покажут себя в действии». Со временем Лендруш Манусаджян стал квалифицированным специалистом. Позже его позвали на монтаж пятого блока Нововоронежской АЭС. Он и сейчас совершенствует навыки. Недавно был на обучении на Кольской АЭС. «Смотрели, как кольские атомщики варят самый сложный шов в реакторном отделении. Сложность его не только в расположении, но в разнородности сталей», — поясняет Лендруш Манусаджян. Новыми знаниями он делится со своими учениками, которыми гордится: «У меня их 15. Трудятся хорошо: ни одного замечания от надзорных органов».
Работать на станции престижно и интересно. Начальник смены Михаил Анисанян, выпускник Ереванского политеха, пошел по стопам отца, который 35 лет работает в ТАИ. «И я не мыслю себя в другом месте», — улыбается младший Анисанян. Заметна гордость Михаила Анисаня на за техническое оснащение станции.
Он снова возвращается к теме гидроамортизаторов и теперь подводит журналистов к пульту контроля, укомплектованного разными датчиками: «Пока этот щит управляет гидроамортизаторами по старинке, но в рамках продления эксплуатации блока планируется замена на другой, с компьютеризированными методами контроля и с большей точностью». У Михаила Анисаняна есть все — семья и любимая работа:«Хочу еще поработать на новой станции. И еще надеюсь, сын продолжит династию атомщиков».

МАГАТЭ – «за»

Развитию атомной энергетики в Армении всегда что-то мешало. Только армяне приступили к возведению второй очереди станции, как случилась авария на Чернобыльской АЭС. Строительство третьего и четвертого блоков тут же заморозили. Спустя два года после Чернобыля в 1988 году в Спитаке, в 100 км от АЭС, произошло землетрясение свыше 7 баллов по шкале Рихтера. Толчки почувствовали на площадке АЭС.
Заместитель главного инженера по ресурсам и продлению Армянской АЭС Рубик Григорян в это время был на работе: «Я тогда работал заместителем начальника реакторного цеха по эксплуатации. В полдень почувствовал толчки. Сразу понял, что это землетрясение. Началась паника. Некоторые сотрудники покинули станцию. Я с коллегами по смене остался. На блочный щит управления пришли специалисты, чтобы оценить ситуацию. Мы приняли решение, что блок останавливать не будем». Позже выяснилось, что решение верное. На площадке АЭС землетрясение было менее 6 баллов. «Это ниже уровня срабатывания сейсмических датчиков, — поясняет другой очевидец,заместитель генерального директора атомной станции по продлению срока эксплуатации Гера Серикян. — Станция расположена на базальтовой плите, которая нивелирует земные колебания».
Несмотря на это в 1989 году местные власти решили остановить работу станции.Но ненадолго. Отсутствие в стране энергоносителей в 1993 году вынудило правительство пойти на перезапуск станции. Восстанавливать первый блок было дорого: после остановки в корпусах парогенераторов были сделаны вырезы для металловедческих исследований, и в 1995 году после проведения работ по повышению сейсмической безопасности решили пустить только второй блок.
Страхи вокруг Армянской АЭС усилились в 2011 году, после Фукусимы. Армянские атомщики сделали все, чтобы спасти репутацию отрасли. На станции смоделировали ситуацию, похожую на ту, что была в Японии. «Эксперты МАГАТЭ подтвердили, что наша АЭС выдержит мощное землетрясение и срок эксплуатации блока может быть продлен», — говорит Гера Серикян. И «Росатом», обладающий опытом в этом деле, поможет.

Безопасность – главная ценность

На продление второго блока Россия выделяет кредит — 270 млн долларов, еще 30 млн долларов выдаются Армении как грант. Средства из российского кредита будут расходоваться последовательно: сначала обследование систем блока, затем согласования перечня оборудования, которое требует модернизации, замены или тщательного обоснования безопасности. «Нет задачи потратить все 300 млн, – говорит глава «Росатома» Сергей Кириенко.- Финансирование открывается только на те работы, которые будут утверждены».
«Продление означает, что станция должна стать гораздо более безопасной по сравнению с тем, когда она была построена», — сказал на встрече с журналистами Сергей Кириенко и привел в пример Кольскую АЭС. После реконструкции третьего и четвертого блоков показатели безопасности повысились примерно в 50 раз.
Глава «Росатома» также отмечает важную экономическую составляющую: «При продлении срока эксплуатации главное, наряду с безопасностью и надежностью работы блока, — эффективность. Мы рассматриваем возможность повышения, например, мощности турбины, коэффициента использования установленной мощности».
До конца этого года планируется составить перечень длинноциклового оборудования для модернизируемого блока. «Объем работы колоссальный. Мы все работы должны постараться выполнить, не останавливая блок надолго», – подытожил Сергей Кириенко. Блок планируется останавливать на три месяца в 2017 году и на три-четыре в 2018-м. Сейчас станция работает на мощности 380 МВт, а после модернизации атомщики рассчитывают выйти на проектную–440 МВт. Пока «жизнь» Армянской АЭС решено продлить на одно десятилетие. Но в Армении не исключают, что будут продлевать работу действующего блока и после 2026 года. «Правительство склонно продлить эксплуатацию блока повторно, после окончания десятилетнего срока», — сказал на встрече с журналистами министр энергетики и природных ресурсов Армении Ерванд Захарян.

Контекст
В рамках «Атомекс-Армении» в Ереване 7 октября состоялся семинар для поставщиков атомной отрасли. О ходе проекта по продлению срока эксплуатации второго блока Армянской АЭС и возможностях участия в нем подробно рассказал генеральный директор «Русатом-сервиса» Евгений Сальков. Основная задача участников проекта – повышение безопасности блока. Это будет и главным достижением.
Проект реализуется в два этапа. Первый уже начался. Это комплексное обследование оборудования и сооружений энергоблока и разработка программы подготовки к дополнительному сроку эксплуатации. Второй – реализация программы: исследовательские, расчетные, аналитические, проектные, конструкторские, монтажные и пусконаладочные работы.
Были подписаны протокол заседания первого совместного координационного комитета, акт приемки-сдачи выполненных работ по комплексному обследованию систем, конструкций и компонентов второго блока Армянской АЭС и разработке программы подготовки к дополнительному сроку эксплуатации. Армянской стороне переданы 22 отчетных документа, которые являются промежуточным итогом работы российской стороны по комплексному обследованию систем, конструкций и компонентов. До конца года будет передано еще 15 документов. В целом за все время работы будет обследовано более 4,5 тыс. единиц оборудования станции и подготовлено более 10 тыс. документов. Работы по продлению второго блока Армянской АЭС планируется завершить в 2019 году. «Пока идем с опережением графика. Но мы поставили амбициозную задачу сделать все работы за пять лет, — говорит Евгений Сальков. — Будет непросто, но задачу постараемся выполнить в срок». В комплексном обследовании уже участвуют 12 организаций. Главный конструктор — «Гидропресс», генпроектировщик–НИАЭП-АСЭ. К проекту планируется привлечь еще несколько десятков российских и армянских организаций.
Большой интерес участников семинара вызвало предложение армянского поставщика хранить РАО в базальтовых контейнерах. В рамках проекта планируется закупать бетонные блоки, но предложение показалось рациональным. «Если пройдет сертификацию, то для станции это решение будет экономически эффективным», — поддерживает идею Евгений Сальков.
Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: