Основа будущего развития
Заканчивается первая ФЦП «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года». Итоги впечатляют: в условиях урезания финансирования программа перевыполнена. Какие проекты были наиболее сложными и за счет чего удалось сделать качественный скачок, обсуждали представители научного сообщества и атомной отрасли на конференции в конце сентября.
По словам замдиректора по госполитике в области РАО, ОЯТ и ВЭ ЯРОО «Росатома» Александра Абрамова, эффективность выполнения ФЦП составила рекордные 108,5 %, проведено более 300 мероприятий на 400 предприятиях. «Далеко не каждая федеральная целевая программа может похвастаться такими результатами. Причем по мере выполнения она была сокращена более чем на 10 млрд рублей», — подчеркнул он.
Достигнуть высоких показателей, по мнению Александра Абрамова, удалось в первую очередь за счет взвешенных управленческих решений, позволивших объединить усилия отраслевых институтов, Минпромторга, Ростехнадзора и других участников ФЦП, а также создания центров компетенций. «По логике, заложенной в ФЦП, ключевую роль в решении проблем бэкенда должны играть опытно-демонстрационные центры по переработке ОЯТ и выводу из эксплуатации, аккумулирующие спектр компетенций. Что касается ответственности по захоронению РАО, то теперь она законодательно закреплена за Национальным оператором», — сообщает Александр Абрамов.
За восемь лет было разработано более 50 технологий в сфере завершающей стадии ЯТЦ, в том числе 10 — по переработке ОЯТ. «Вначале мы даже не в полной мере понимали, как подходить к решению вопросов, связанных с некоторыми видами опасных отходов, — говорит Абрамов. — Теперь разработаны типовые решения для всех категорий РАО, апробированы и уже внедряются на объектах».
За счет формирования конкурентной среды удалось сэкономить более 4,2 млрд рублей. Абрамов рассказывает: «Если в начале программы при объявлении конкурса на выполнение работ зачастую мы сталкивались лишь с одним исполнителем, то сейчас идет борьба за тендеры на объекты, связанные с нашей программой».
Снизилась и удельная стоимость работ: реабилитация загрязненных территорий — в четыре раза, вывод из эксплуатации – в 2,5 раза, транспортировка ОЯТ — в 3,2 раза. «Раньше вывоз ОЯТ обходился в 722 тыс. рублей, сейчас это около 200 тыс. за тонну. Реабилитация 1 м2 загрязненной территории стоила около 10 тыс., сейчас – менее 2 тыс.», — приводит примеры Абрамов.
ОЯТ
ОЯТ – один из основных компонентов ядерного наследия. Предшествующая ФЦП концепция обращения с отходами, по сути, сводилась к долговременному хранению ОЯТ в бассейнах выдержки, мокром хранилище на ГХК, и только незначительная часть перерабатывалась на ПО «Маяк». «В начале нулевых эта концепция показала свою недееспособность. Массово выявлялись эффекты коррозии, потеря герметичности ОЯТ энергетических реакторов, деградация топлива реакторов АМБ и исследовательских реакторов, образовавшегося в 1950 — 1960-е», — рассказывает Абрамов. Изменить ситуацию было практически нереально без создания перерабатывающих мощностей и развития инфраструктуры предприятий. Для начала определили объемы ОЯТ и объемы дефектного топлива. Дальше был создан кластер по обращению, в который вошел ряд объектов на ГХК и «Маяке». Ключевой проект — сухое хранилище на ГХК. «Работа была очень сложная. Приходилось синхронизировать ввод объектов в эксплуатацию на ГХК с производительностью узлов подготовки топлива на станциях, с работой транспортников, чтобы решить проблему переполненных бассейнов выдержки, которая была тогда на станциях. Сейчас регулярно вывозится ОЯТ РБМК с Ленинградской и Курской АЭС. В 2016 году начнется вывоз топлива и со Смоленской АЭС», — говорит Абрамов. Однако часть ОЯТ РБМК непригодна для сухого хранения. «Мы определили объемы такого топлива – 5 %, — уточняет Абрамов. — Технология его переработки уже апробирована на заводе РТ-1 ПО «Маяк». Серийный вывоз и переработка, до 30 т в год, на РТ-1 предусмотрена с 2016 года.
ОЯТ исследовательских реакторов многие десятилетия накапливалось в таких крупных научных центрах, как НИИАР, ФЭИ, Курчатовский институт. Была проведена большая работа по диагностике состояния топлива, технологиям выгрузки и транспортирования. Например, центральное хранилище НИИАР было заполнено более чем на 89 %. За счет технического решения по уплотнению транспортных пеналов на переработку было вывезено 2653 ОТВС. В общей сложности по ФЦП ЯРБ было вывезено, переработано или размещено на долговременное хранение почти 30 тыс. ОТВС.
Теченский каскад
Всего в стране накоплено 470,3 млн м3 ЖРО, и в рамках ФЦП ЯРБ проведены работы по повышению безопасности пунктов хранения 81% этого объема, законсервировано 670 тыс. м3. Особое внимание в программе было уделено проблемам Теченского каскада водоемов, где накоплено 360 млн м3 радиоактивных отходов. «В конце 1990-х – начале 2000-х ситуация там складывалась не просто неблагоприятно — она пугала даже профессионалов. Возникала угроза полного разрушения плотины П-11», — рассказывает Абрамов. Риск устранили, соорудив бетонный гребень в плотине. Дальше были строительство первой, второй очереди общесплавной канализации, создание опытно-промышленной установки очистки воды, комплекс работ по снижению фильтрации радионуклидов в гидросеть.
«Ближайшая перспектива — очищение водоемов В-10 и В-11. За 30 лет планомерной работы прогнозируется значительное улучшение безопасности ТКВ, и загрязненные водоемы перестанут классифицироваться как РАО», — убежден Абрамов.
Результаты первой ФЦП ЯРБ впечатляют и академию, и нас, организацию, которая является составной частью регулирующего органа. Самыми сложными были объекты, которые относятся к ядерному наследию, — объекты «Маяка», ГХК, СХК. Твердо уверен, что без такой федеральной целевой программы с ее точно подобранными мероприятиями, четко сформулированными задачами и полученными результатами достичь снижения опасности, которую представляло ядерное наследие, было бы невозможно.Александр Хамаза, директор НТЦ ЯРБ
Нормы и правила
В рамках ФЦП совершенствовалась нормативная база, создавалась государственная система обращения с РАО, разрабатывались тарифы на захоронение, схемы территориального планирования размещения ПЗРО и формирование Национального оператора по обращению с РАО. В 2011 — 2012 годы правительство приняло 14 постановлений и распоряжений, проведена первичная регистрация РАО. Члены комиссии выезжали на каждый из 809 объектов, где находились радиоактивные отходы, осматривали и документировали. Кстати, в резервном фонде на захоронение РАО уже собрано 6,1 млрд рублей.
Вывод
По словам Александра Абрамова, одним из тяжелейших направлений программы был вывод из эксплуатации ЯРОО: «Если с ОЯТ и РАО было более-менее понятно, как обращаться, то как выводить из эксплуатации сложнейшие радиационно опасные объекты, было не совсем ясно. Ни у кого не было опыта». Однако план по выводу из эксплуатации перевыполнен: вместо 42 объектов выведено 53. Наиболее крупный объект – промышленный реактор ЭИ-2 на СХК, который в сентябре окончательно вывели из эксплуатации. Сейчас это холм. Было использовано более 100 тыс. м3 изолирующих материалов на основе местных глин. Итог работ: ядерные материалы удалены, наземная часть и непроектные хранилища ликвидированы. Графитовая кладка надежно законсервирована. Безопасность обоснована на более чем 1000 лет. Среди других объектов – исследовательские ядерные установки, промышленные и исследовательские здания и сооружения.
Международное сотрудничество
Некоторые проекты первой ФЦП, направленные на решение проблем наследия, были увязаны с международными, так как интересы совпадали. Например, утилизация ПТБ «Володарский» 1928 года постройки, которая в 1991 году была переведена в категорию стояночных судов с более чем 1200 м3 ТРО. Она разобрана и помещена в пункте длительного хранения РАО в Сайда-губе. Пункт создан в рамках международного сотрудничества. «Туда же в следующем году будет перевезена ПТБ «Лепсе», которую готовят к утилизации», — добавляет Абрамов.
Вывоз и утилизация РИТЭГ — другой, не менее сложный проект. «На сегодняшний день вывезено на разборку и захоронение 394 радиоизотопных генератора, — сообщает Абрамов. — Установки военного назначения вывозились в рамках глобального сотрудничества. За счет средств федерального бюджета вывезено 50 РИТЭГ гражданского назначения, а по двум работы завершатся в этом году».
Планы
Уже разработана вторая ФЦП ЯРБ, на 2016 —2025 годы и период до 2030 года. Сейчас она находится на согласовании в правительстве. Программа предусматривает достижение ряда важнейших показателей по переработке и вывозу ОЯТ, переработке и захоронению РАО, выводу из эксплуатации ЯРОО, реабилитации загрязненных территорий. К 2030 году планируется решить не менее половины накопленных проблем, в том числе завершить вывоз основного объема ОЯТ РБМК-1000 на централизованное хранение. «В течение ближайших пяти лет будет завершено создание ЕГС РАО. И есть все основания утверждать, что реализация ФЦП ЯРБ обеспечит системное решение проблем наследия и стабильное функционирование систем обращения с ОЯТ, РАО и вывода из эксплуатации», — заключает Абрамов.