Зимнее лето

Гендиректор по эксплуатации «Атомфлота» Андрей Смирнов рассказал о романтике северных широт, о купании в Северном Ледовитом океане и о недоверчивых европейских туристах.

Круизы к Северному полюсу давно не новинка: любители острых и морозящих ощущений со всего света могут осуществить мечту и покорить Арктику. Хотя год назад в «Атомфлоте» не исключали, что с 2015 года ледоколы перестанут сдавать в аренду турфирмам, но планы изменились, и теперь любители нестандартных путешествий могут покупать билеты на Северный полюс до конца 2018 года. Почему трафик продлили? Как пояснил Андрей Смирнов, сначала предполагалось бросить все силы на прокладывание пути для транспортных судов российских нефтегазовых компаний. Но подсчеты показали, что в летнем сезоне с этой работой полностью справится «Ямал», а один ледокол можно на два месяца отдать туристам. Тем более это приносит хорошие деньги — порядка 7 % ежегодного дохода.
Андрей Смирнов знает о ледовых круизах не понаслышке: он был капитаном «Ямала» и не раз возил к полюсу путешественников. Первый рейс, пробный, в 1990 году совершил атомоход «Россия», через год — «Советский Союз», в 1993-м туристическое направление полностью возложили на «Ямал», а с 2000 года «Ямал» и «Советский Союз» менялись. В 2007 году в эксплуатацию приняли «50 лет Победы». Это судно гораздо вместительнее — на 30 кают больше, да и по удобствам превосходит остальные. Его сразу приобщили к делу.
А вот инновационные ледоколы с установками РИТМ-200 уже менее приспособлены для морских прогулок: чтобы разместить все необходимые системы автоматизации, проектировщики сократили количество кают. Андрей Смирнов поясняет: «Для экспедиций в составе 50 человек эти ледоколы подойдут, а вот туркомпании, которым нужно собрать 130 — 150 пассажиров на рейс, такая вместимость не интересует». Предназначение атомоходов нового поколения сугубо утилитарно — прокладка трасс для грузового транспорта на Северном морском пути.

Со всего света

Андрей Смирнов с удовольствием вспоминает первые туристические рейсы: «В основном приезжали иностранцы. Американцы, немцы, австрийцы, испанцы, французы, даже австралийцы. Многие рассказывали, что у них русские корни, поэтому, наверное, на Север тянет. Некоторые по нескольку раз к полюсу ходили. Потом все чаще стали появляться японцы и китайцы, а сейчас, говорят, их подавляющее большинство. Раньше путевки покупали бизнесмены и пенсионеры, сейчас и молодые люди. Кстати, русские туристы активизировались, несмотря на высокие цены (тур на человека стоит от 1 млн рублей в зависимости от класса каюты. – «СР»). В 1990-х иностранцы брали с собой дозиметры — боялись радиации, и даже определяли геолокацию, чтобы убедиться, что мы их действительно привезли на полюс, а не на остров по соседству с Мурманском. Но со временем все успокоились: поняли, что повышенного фона на ледоколе нет, а полюс – самый настоящий».
От Мурманска до Арктики вначале ходили 12 дней, теперь — 11. Ледокол минует по пути живописный архипелаг Земля Франца-Иосифа, где, если повезет с погодой, можно увидеть птичьи базары, моржей, тюленей, белых медведей, а в океане — китов.

Что делать на Северном полюсе?

Казалось бы, достиг шапки Земли — и что? Вокруг лед и в лучшем случае солнце, а так — тучи и холодный ветер. Но скучать некогда. Вначале экипаж с туристами фиксируются на полюсе, чтобы все убедились, что не промахнулись. Потом ищут «поляну» средь льдов, чтобы высадиться. На ней водружают флаги всех стран, откуда приехали туристы. И начинается веселье: барбекю, песни-хороводы, самые смелые могут в проруби под кормой ледокола искупаться. А вот охотиться категорически запрещено: на билетах написано, что можно делать во время похода, а что – нет. Впрочем, говорит Андрей Смирнов, туристы бережно относятся к экологии: мусор за собой убирают, кое-кто специально поднимается на корму, чтобы убедиться, что атомный ледокол не коптит воздух.

Встреча во льдах

В 1994 году произошла интересная история. На «Ямале» к полюсу привезли детей из разных стран (тогда еще на носу ледокола нарисовали зубастую улыбку, чтобы развеселить ребят). По этому случаю устроили телемост. Как только эфир закончился, радар засек две точки — это приближались два дизельных ледокола: американский Polar Sea и канадский Louis Saint-Laurent, которые выполняли научную экспедицию. Дело происходило в августе, когда до полюса могут добраться и дизельные ледоколы. «Мы их пригласили встать в наш канал. В гости на «Ямал» позвали, да и к ним было любопытно попасть. А получилось так: наш трап уже спущен, а они не спускают – запрашивают одобрение своего руководства. Часа четыре ждали, но потом спустили», — рассказывает Андрей Смирнов. Так на полюсе собралось более 500 человек из разных стран.
Встреча продолжилась барбекю и купанием в проруби. Последнее, конечно, без участия детей.

Цифра

7%
дохода ежегодно приносит Атомфлоту туризм
 

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также:
Люди
Имбирные пряники и много любви: атомщики поделились секретами семейного счастья
Главное
Дебаты у розетки: грядет ли дефицит электроэнергии из-за бума электромобилей
Технологии
Зачем «Росатому» уникальный филамент для 3D-печати
Новости
В «Росатоме» обсудили травматизм на предприятиях
Главное
«Росатом» готовится к физпуску первого энергоблока Курской АЭС-2
Федеральный номер «Страна Росатом» №19 (627)
Скачать
Федеральный номер «Страна Росатом» №19 (627)

Как изменить отношение к собственной безопасности — стр. 5

Как заработать капиталы и репутацию на низкоуглеродной энергии — стр. 8

Атомщики делятся секретами сохранения крепкой семьи — стр. 14

Скачать
Показать ещё