На пороге новых открытий
В середине сентября на площадке НИИАР был залит первый бетон в основание фундаментной плиты многоцелевого научно-исследовательского реактора четвертого поколения на быстрых нейтронах. МБИР — проект мирового значения, поэтому «СР» не могла пропустить такое большое событие и отправила в Димитровград своего корреспондента.
«Последний раз исследовательские реакторы, которые предопределяли будущее атомной энергетики не только в России, но и в мире, закладывались у нас в стране более 20 назад», — подчеркивает важность момента заместитель гендиректора, директор блока по управлению инновациями «Росатома» Вячеслав Першуков. «Сегодня мы закладываем флагман отечественного флота исследовательских реакторов — аппарат, на котором будут работать несколько поколений атомщиков, — с гордостью говорит руководитель НИИАР Александр Тузов. — К этому дню мы шли без малого 10 лет — 10 лет напряженного труда, сомнений, дискуссий, обсуждений, сложных и ответственных решений на уровне правительства. Кропотливая работа с ошибками, отступлениями, но с непреодолимым желанием все-таки сделать то, чем будут гордиться наши дети».
На площадке уже построена часть вспомогательной инфраструктуры: бетонный завод и цех металлоконструкций. Подготовительный период завершен: вырыт котлован, выполнена бетонная подготовка и гидроизоляция под фундамент главного здания реактора, фундаментная плита реакторного блока армирована, установлены башенные краны. Кажется, что на площадке работают не люди, а машины. Непривычная для стройки чистота и аккуратность. По периметру насыпан песок, чтобы не разносилась грязь, стены карьера выложены камнями и обтянуты железной сеткой.
В котловане на отметке минус 13,7 — связанный из арматуры каркас фундаментной плиты, ожидающий первого бетона. «Толщина плиты будет 2 м, а это без малого 3,4 тыс. м3 бетона. Атомная стройка у меня не первая, но до сих пор дух захватывает от этой монументальности и переполняет гордость за сопричастность», — делится впечатлениями прораб «Уралспецмонтажа» Денис Масленников.
После традиционных для такого случая слов — символическое перерезание красной ленточки. Первая бетономешалка спускается в карьер, рабочие проверяют качество бетона и заливают его в основание фундаментной плиты будущего блока.
По словам Вячеслава Першукова, строительство организовано с большой тщательностью. Немаловажную роль сыграла заблаговременная контрактация оборудования длительного цикла изготовления. «У нас никаких проблем с финансированием нет, оборудование заказывается, некоторое уже начинает поступать. Причем все российское, ничего импортного не будет», — говорит заместитель руководителя дирекции МБИР Олег Парфенов.
Повышать работоспособность коллективов планируют с помощью музыки. Утро будет начинаться с российского гимна, днем — классическая музыка: Шопен, Бах. «Это намного лучше, чем слушать один только производственный шум, да и настроение поднимает», — говорит заместитель гендиректора «Уралэнергостроя» Юрий Шупенько.
Быстрее, мощнее, эффективнее
МБИР станет самым мощным из действующих, сооружаемых и проектируемых исследовательских реакторов в мире. У установки будет несколько независимых петель с автономным охлаждением, инструментированные ячейки в активной зоне, а также ячейки для размещения материаловедческих сборок.
Этот набор позволит проводить исследования по материаловедению, физике реакторов, безопасности, испытывать новые элементы активной зоны, средства контроля и диагностики, производить изотопы, отрабатывать технологии замыкания топливного цикла и так далее. Тепловая мощность МБИР — 150 МВт, в 2,5 раза больше, чем у действующего в НИИАР реактора БОР-60, построенного почти полвека назад. «МБИР позволит сократить сроки научных исследований в три-четыре раза, — говорит Вячеслав Першуков. — Представьте, какую экономическую эффективность от его использования получат не только российские компании, но и наши международные партнеры».
Успеть к раздаче
Проектирование и сооружение МБИР ведется в рамках федеральной целевой программы «Ядерные энерготехнологии нового поколения на период 2010 — 2015 годов и на перспективу до 2020 года». В марте 2014 года была завершена госэкспертиза проектной документации, в сентябре получено заключение Росприроднадзора, а в мае этого года Ростехнадзор выдал НИИАР лицензию на право сооружения многоцелевого исследовательского реактора на быстрых нейтронах сроком на 10 лет. Осенью следующего года на площадку доставят корпус реактора. Основной этап строительства продлится два с половиной года и завершится в 2018 году, после чего стартуют пусконаладочные работы. Физический пуск запланирован на декабрь 2019 года, а ввод в эксплуатацию будет осуществлен в 2020 году.
Проект разделен на две части. Сначала построят саму установку, на которой можно проводить эксперименты по моделированию нейтронно-физических характеристик активной зоны реактора. Затем добавится турбина и научно-исследовательская инфраструктура. «Прошло всего пять лет с начала федеральной целевой программы, а мы уже заливаем первый бетон. На строительства ядерного острова в ФЦП заложено порядка 13 млрд рублей. Кроме этого понадобится еще 25 — 30 млрд рублей на сопутствующую инфраструктуру», — подсчитывает Вячеслав Першуков. Уже сейчас можно говорить о том, что инвестиции оправдают себя и реактор будет использоваться как коммерческий.
На базе МБИР планируется создать международный центр исследований (МЦИ). «Я думаю, что в ближайшее время сюда приедут иностранные делегации, чтобы воочию убедиться, что реактор МБИР – это не мечта, а реальность», — отмечает Вячеслав Першуков. С 2011 года «Росатом» проводит международные мероприятия для привлечения к проекту партнеров и пользователей услуг МЦИ МБИР. Так, в 2013 году «Росатом», Министерство энергетики США и Комиссариат по атомной энергии Франции подписали меморандум о взаимопонимании по вопросам сотрудничества при создании МЦИ и предварительно согласовали основные направления программы научных исследований. «Сейчас с французскими коллегами мы подписываем соглашение. Американцы тоже очень заинтересованы, и, поскольку центр международный, мы договорились, что не будем замораживать наши отношения», — уточнил Вячеслав Першуков. По его словам, другие страны — Южная Корея, Япония, Китай — неоднократно задавали вопросы относительно возможностей МБИР для решения их исследовательских задач в атомной энергетике.