Мираж, ставший реальностью
Подготовительный этап строительства первой в Турции атомной станции вошел в активную фазу. Корреспондент «СР» побывал на площадке в Мерсине и своими глазами наблюдал за ходом работ.
Прямых рейсов из Москвы в Мерсин нет. Сначала нужно добраться до Стамбула и пересесть на внутренний рейс в Адану. Дальше порядка 200 км на машине до поселка Буюкеджели, а там и до площадки будущей станции рукой подать.
Гостеприимные турки встретили меня и коллег-журналистов в аэропорту Аданы и тут же повезли в кафе отведать самое знаменитое в городе блюдо – адана-кебаб. Оно готовится из молодой баранины с красным перцем. Колбаску из фарша обматывают вокруг вертела и жарят на углях. Подают на тонком лаваше. Вкусно и сытно. Ужин настроил на лирический лад, и всю дорогу до Буюкеджели мы с коллегами обсуждали местные достопримечательности.
Мерсин — город бульваров и пальм, парков, отелей европейского типа и торговых центров. Это зона свободной торговли: рядом крупнейший в Средиземноморье морской порт, а в восточной части региона расположены предприятия нефтеперерабатывающей, химической, текстильной и легкой промышленности. Мерсин называют турецким раем. До недавнего времени в городе практически не было иностранных туристов – на отдых приезжали только местные.
Регион Мерсин — один из самых динамично развивающихся в стране. Турецкие власти обещают, что в следующем году здесь будет построен аэропорт Чукурова. Из него наладят и прямое сообщение с Москвой, Санкт-Петербургом, Екатеринбургом, другими российскими городами.
85 % территории региона занимают горы – хребты Тавра. И ездить ночью по узкому серпантину небезопасно. Когда перед нашим автобус из темноты неожиданно выскочил грузовик, водитель начал резко тормозить и выкручивать руль, стало по-настоящему страшно. Как я потом узнал, совсем скоро на подъезде к Буюкеджели откроют новый широкий тоннель через гору и добираться до поселка будет проще.
Проект строительства АЭС «Акуую» внес немалую лепту в развитие прилегающей к площадке территории. Буквально за пару лет здесь проложили новые дороги, построили несколько отелей, в планах – больше жилых зданий, школы, больницы. Места эти вдалеке от густонаселенных районов и в плане туризма отстают от столицы региона. Хотя до популярной курортной Анталии всего 350 км. Поэтому власти делают упор и на усиление туристического направления.
Долгий путь к энергетике будущего
В середине 1950-х годов президент США Дуайт Эйзенхауэр заключил с Турцией соглашение о сотрудничестве в рамках американской программы «Атом для мира». Но дальше разработки ТЭО дело не пошло, и долгое время мечты Турции о собственной ядерной энергетике оставались мечтами. Причины были разными: то смена политических режимов в стране, то отказ правительства предоставить гарантии финансирования, то чернобыльский синдром, то деятельность «зеленых». «Турция давно вынашивала планы строительства АЭС, — подтверждает инженер-геолог «Аккую Нуклеар» Музафер Генч. — В 1970-х я занимался поиском места для станции. Тогда мы исследовали побережье Черного моря и выбрали площадку в провинции Синоп. Однако потом наиболее безопасным с точки зрения сейсмоактивности был признан участок в Мерсине».
В 1976 году на площадку в Аккую была выдана лицензия. И снова все застопорилось. Несколько раз объявляли тендер, но не доводили до конца. Так продолжалось вплоть до 2010 года, когда было подписано межправительственное соглашение с Россией. «После этого мы еще раз провели изыскания на площадке для подтверждения надежности», — добавляет Музафер Генч. Был подготовлен отчет по оценке воздействия на окружающую среду, сельское хозяйство, рыболовство, туризм, промышленность и многое другое. Это огромный документ – около 5,5 тыс. страниц. На его разработку и согласование ушло два с половиной года.
Надо менять
Для развития атомной энергетики в Турции нужно внести изменения в ряд законов. Например, закон «О повышении урожайности оливковых деревьев» запрещает вырубку олив и строительство крупных технологических объектов рядом с оливковыми рощами. Оливковое масло – национальное достояние, а оливковые деревья в Турции как священная корова в Индии. Но на что не пойдешь ради долгожданной энергосамостоятельности? Тем более если материалы ОВОС одобрены всеми инстанциями. Или закон «О береговой линии», по которому на побережье нельзя строить крупные промышленные объекты. «А у нас непосредственно на берегу будет часть сооружений, станция же охлаждается морской водой», — отмечают специалисты «Аккую Нуклеар». Все поправки вынесены на рассмотрение в Великое национальное собрание Турции. Но в начале июня пройдут парламентские выборы, и принимать решение будет новый состав депутатов. Скорее всего, предполагают в «Аккую Нуклеар», окончательные постановления выйдут осенью.
Изменения нужны в законах, изменения нужны в головах. Населению страны не хватает информации о работе атомных станций. Для освещения проекта строительства АЭС «Аккую» и стимулирования интереса к атомной отрасли в Мерсине открылся центр общественной информации, работающий в слегка неожиданном формате. Восток – дело тонкое: здесь принято обсуждать насущные вопросы за чашкой чая или кофе.
В «Аккую Нуклеар» работает Лютфи Сарыджи – человек, который стоял у истоков атомной энергетики Турции. Он работал в Министерстве энергетики и природных ресурсов, побывал на АЭС разных стран. Сейчас ему 70 лет. В «Росатоме» Лютфи Сарыджи называют атомным дедушкой. Это очень порядочный, располагающий к себе, искренний, добрый и открытый человек. Так вот первое время он ездил по населенным пунктам в окрестностях строительной площадки, садился пить чай и рассказывал, что такое ядерная энергетика, какой будет первая турецкая АЭС, как будет выглядеть, кто там будет работать. Поэтому жители этих районов хорошо информированы и ждут активной фазы реализации проекта.
Первые очертания
Рано утром мы проехали по Буюкеджели. Поселок утопает в зелени апельсиновых, оливковых, гранатовых, лимонных деревьев. Вдоль дороги — россыпь диких маков, вдалеке на горе — небольшой водопад. Здесь занимаются сельским хозяйством, и каждый клочок земли на вес золота. Рано утром, пока солнце не так печет, земледельцы выходят на работу. Почва каменистая: трудиться нужно много. В Буюкеджели живут в основном люди в возрасте, молодежь уезжает в города. Русские и турецкие специалисты, которые работают на стройплощадке АЭС, обосновались в соседнем поселке Ешиловаджик.
Первая турецкая АЭС будет построена в небольшой бухте — «Аккую». Говорят, что в хорошую погоду, если присмотреться, отсюда можно увидеть очертания Кипра. Чтобы просто подготовить площадку, пришлось сравнять с землей гору. «За четыре года мы переместили 4,5 млн м3 грунта. Правда, осталось еще 16 млн», — рассказывает главный специалист по охране труда и пожарной безопасности «Аккую Нуклеар» Юрий Степко. На нулевую отметку от уровня моря, 10,5 м, строители пока не вышли.
До начала изыскательских работ территорию оккупировали археологи, но ничего ценного или интересного не нашли. Однако площадка под неусыпным контролем: специалисты из России любое действие согласовывают с Министерством энергетики и природных ресурсов, Министерством окружающей среды и градостроительства, Министерством лесного хозяйства и другими министерствами и ведомствами.
Постоянно ведется мониторинг сейсмоактивности, уровня естественной радиации и температуры окружающей среды. Полученные данные будут накапливаться и анализироваться на протяжении всего жизненного цикла АЭС. Проект станции полностью соответствует постфукусимским требованиям. «В этом регионе сейсмичность порядка 7 баллов, но блоки смогут выдержать до 9 баллов, — отмечает Юрий Степко. — Будет устроена мощная дамба для защиты от цунами, хотя оно может произойти здесь один раз в 1000 лет». По хребтам гор проходят пожарные просеки, чтобы в случае чего перекрыть путь огню, ведь летом очень жарко и дождей практически нет. Юрий Степко говорит: «Лес может сгореть за несколько часов, здесь в основном сухостой, и ветер пламя может разнести моментально».
Пока на площадке трудится порядка 150 человек, но скоро все изменится. Закладка первого камня морских гидротехнических сооружений положило начало активным подготовительным работам. Морские сооружения обеспечивают водозабор для охлаждения конденсаторов турбоустановок, систем безопасности и сброса воды в море. «Строительство МГТС — сложный проект, который продлится порядка шести-семи лет», — рассказывает Юрий Степко. Для доставки крупногабаритного оборудования будет построен грузовой терминал.
Манивший долгие годы мираж первой атомной станции начал приобретать реальные очертания. Современные АЭС рассчитаны минимум на 60 лет эксплуатации, но срок обычно продлевается. Плюс вывод из эксплуатации – не менее 10 лет. Проект АЭС «Аккую» породнил Россию и Турцию всерьез и надолго. Было бы интересно приехать сюда года через три и своими глазами увидеть изменения, произошедшие с началом исторического для двух стран проекта.
Прямая речь
Махмуд Булут, житель Буюкеджели:
— Здесь у нас невероятно красивое место, 12 месяцев в году плодоносят фруктовые деревья. На лето можно уехать в горы, где прохладно, а все остальное время здесь даже бедный человек может спокойно жить. Если АЭС принесет пользу для государства и нашего региона, дай бог чтобы она поскорее построилась.
Чалаик Мехмед, житель Буюкеджели:
— Раньше, когда правительство еще только планировало строить атомную станцию, на площадке сделали вспомогательные сооружения, и я там лет десять работал сторожем. Сейчас я уже на пенсии и занимаюсь своим огородом. Я не против АЭС и думаю, что она покроет возрастающий дефицит электроэнергии.
У нас тут в основном сельское хозяйство. Очень плодородная земля, поэтому урожай собираем круглый год. Я выращиваю зеленый миндаль, шелковицу, салат, помидоры, огурцы, лимоны, апельсины. Было бы хорошо, чтобы и туризм развивался. Тут очень хорошо.
Лютфи Сарыджи, сотрудник «Аккую Нуклеар»:
— Вот уже 40 лет я неразрывно связан с атомной энергетикой Турции, и все мои усилия направлены на ее развитие. К сожалению, общественность пока недостаточно осведомлена о ядерных технологиях, в школах практически ничего об этом не говорят. С 2012 года я работаю в «Аккую Нуклеар» и информирую жителей населенных пунктов региона о безопасности атомных технологий, рассказываю о плюсах, которые принесет строительство первой АЭС. Мы стоим у истоков новой отрасли, и я уверен, что общественность скоро оценит пользу ядерной генерации.