В Северске профессию инженера осваивают со школьной скамьи

Пять лет назад открылась Северская инженерная школа для 9–11 классов. Это уникальный образовательный проект на базе местного филиала НИЯУ «МИФИ». Старшеклассники углубленно изучают физику, химию и математику под руководством преподавателей университета, сертифицированных экспертов ЕГЭ. Занятия бесплатные. Конкурса нет: берут всех желающих. Но оканчивают инженерную школу только лучшие.

В Северской инженерной школе готовят к поступлению на престижные технические специальности. В этом году 25 выпускников стали студентами местного филиала МИФИ. Первокурсник Егор Роскош новичком в стенах вуза себя не чувствует. Все преподаватели знакомые, аудитории и лаборатории тоже. В инженерную школу Егор ходил с 9 по 11 класс, записался по совету учительницы химии.

«В обычной школе на химию отводился час в неделю, в СИШ я получал два часа и доступ к настоящим лабораториям, где можно поставить любой опыт, — ​рассказывает Егор Роскош. — ​Но главное — ​преподавателем была доцент кафедры химии и технологии материалов современной энергетики, кандидат химических наук Людмила Дмитриевна Агеева. Для меня самым важным был курс 10 класса, полностью посвященный органике, в школе ее практически не проходят. Первая лабораторка была по спиртам — ​это нечто. Много классных опытов — ​например, реакция серебряного зеркала. Нам показали многоатомные спирты, яркие, красивые реакции».

Лаборатория вместо учебника

Преподаватель СИШ Надежда Истомина, доцент кафедры физики СТИ, кандидат технических наук, полностью согласна с Егором. Она считает, что техническое оснащение — ​хороший способ привлечь внимание представителей поколения Z, помешанного на «цифре» и технологичности. В арсенале учителей среднестатистических общеобразовательных школ порой нет ничего, кроме учебника и интерактивной доски, а в СИШ дети получают знания в лабораториях, оборудованных по последнему слову техники, и используют современные машины.

Реакции в растворах электролитов ученики СИШ изучают в лабораториях МИФИ

«Вузовское оснащение подогревает интерес к учебе, — ​говорит Надежда Истомина. — ​Мы с помощью специального программного комплекса, разработанного у нас на кафедре, строим цифровые модели. Некоторые проекты по общей физике выполняем в лаборатории, работаем со сложным оптическим оборудованием, собираем электрические цепи, проводим исследования. Занимаемся проектами. Например, в прошлом году ученики сделали расчет пероральной дозы радиации, полученной с продуктами, выращенными на дачном участке. Взяли контрольные точки, счетчиками Гейгера измерили уровень радиации, высчитали, какая доза могла накопиться в овощах, сравнили показатели с нормами радиационной безопасности, пришли к выводу, что можно есть спокойно».

Проектная деятельность в инженерной школе — ​отдельное направление. Его выбирают ученики с аналитическим складом ума. Выполняют коллективные проекты и индивидуальные. Для исследований пользуются методичками, научными журналами, лабораторным оборудованием. Эти навыки пригодятся в вузе, чтобы делать лабораторные и курсовые.

Среда для умников

«Северская инженерная школа — ​это способ вернуть внимание подростков к техническим профессиям. В последние годы уровень преподавания естественных наук в школах снизился. Для поступления в технический вуз нужна помощь репетиторов, — ​констатирует заместитель руководителя СТИ по учебной работе Владимир Андреев. — ​Мы начали беспокоиться, что не сможем обеспечить градообразующее предприятие, Сибирский химкомбинат, кадрами, и придумали выход. Убедили московскую площадку вуза поддержать проект СИШ, оформили его как профориентационное мероприятие. Поэтому дети учатся бесплатно. У нас много планов: будем развивать дистанционное обучение, привлекать в эксперты и наставники специалистов атомной отрасли».

В школу зачисляют всех желающих. Учебный год начинается в октябре, заканчивается в мае. Углубленная физика, химия, математика — ​можно выбрать что-то одно или ходить на все. На каждую дисциплину отведено два часа в неделю.

Инженеры-школьники работают над проектом «Биомеханический протез руки». Был создан протез для одного из учеников СИШ

Учителя школы — ​преподаватели СТИ, у которых есть сертификаты экспертов в области подготовки к сдаче ЕГЭ, они участвуют в разработке тестов для единого госэкзамена.

Учиться в инженерной школе непросто. Выдерживают только самые способные и упертые. Каждый год в СИШ зачисляют более 200 старшеклассников, а выпускают — ​около 60.

«Копаем и вглубь, и вширь»

Третьекурсник СТИ Александр Никитин получает специальность «электроника и автоматика физических установок». Звезда курса, постоянный участник всероссийских студенческих конференций, призер Всероссийской школы-конференции молодых атомщиков Сибири, автор исследовательских проектов. Первых успехов Александр добился в СИШ. О школе вспоминает с теплотой и благодарностью: «Я поступил в вуз без труда, сказалась трехлетняя подготовка у классных преподавателей. Я много времени там проводил, ходил на химию, физику, математику и инженерную графику. В программе были эксклюзивные вещи, которые я никогда бы не узнал в общеобразовательной школе. В курсе химии было много того, чего нет в программе, а на ЕГЭ есть, с физикой такая же история. Мы подробно разбирали задания ЕГЭ из категории С, которые на пятерку. Решали очень сложные задачи, например, про магнетизм — ​на пролет заряженных частиц между конденсаторами. Я, хотя и был отличником по физике, понятия не имел, как к ним подступиться. Когда поступил в МИФИ, понял, что знаю больше, чем многие мои одногруппники».

«Мне очень нравится работать в инженерной школе: ребята умные, с высокой мотивацией, хорошей базой. С ними интересно работать. Особенно важно для меня то, что я сама воспитываю своих будущих студентов, — ​отмечает преподаватель математики, доцент кафедры высшей математики и информационных технологий, кандидат физико-математических наук Наталья Мельникова. — ​Мы копаем вглубь и вширь. Решаем обычные примеры разными способами, из нескольких разделов математики, я учу экспериментировать, мыслить творчески. Обычно занятия проходят после пар третьекурсников, и когда школьники рассаживаются в аудитории, видят на доске записи студентов. У нас есть такая традиция — ​я спрашиваю: «Как думаете, что тут написано, какой раздел?» Начинается мозговой штурм. А я неспешно стираю с доски и отвечаю на вопросы».

За пять лет инженерную школу окончили более 300 человек, причем не только из Северска. В последние пару лет в СИШ записываются школьники и из Томска, и из поселков региона, им оформляют пропуск в город на год. Многие собираются поступать в МИФИ.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: