Последняя партия ОЯТ с плавтехбазы «Лепсе» выгружена на судоремонтном заводе «Нерпа»

Всего в рамках международного проекта по утилизации судна из его хранилищ извлечены 620 облученных ТВС. 24 контейнера со сборками уже отправлены на переработку на «Маяк».

Это один из последних этапов утилизации поврежденной плавтехбазы, обслуживавшей атомные ледоколы. Проект с участием международного партнерства «Северное измерение» длился 15 лет. После его завершения радиационная опасность северо-западной части Арктики снизится: суммарная активность сократится на 540 тыс. Ки.

В целом «Лепсе» с ОЯТ на борту ждала утилизации больше 20 лет, пока не было найдено финансирование. Осенью 2012 года плавтехбазу переместили в акваторию судоремонтного завода «Нерпа», с чего и началась практическая часть реализации проекта. В нем участвовала большая международная команда стран-доноров в лице Европейского банка реконструкции и развития, специалистов «Росатома», Курчатовского института, ФЦЯРБ, НПФ «Сосны» и т. д.

С 2012 по 2019 год шли подготовительные работы к выгрузке ОЯТ. Было принято больше сотни технических решений по постановке плавтехбазы с ОЯТ сначала в док, потом на твердое основание стапельной плиты. Параллельно изготавливали упаковки для радиоактивных отходов, строили защитное укрытие с роботизированным комплексом и оборудованием для выгрузки пеналов из баков хранилища, создавали единую систему мониторинга за радиационной обстановкой (АСКРО) внутри укрытия и на всей территории стапельной плиты. Все эти операции выполнялись впервые, утилизация объекта такой сложности не имеет аналогов в мире.

Вырезка первой партии пеналов с ОЯТ началась 15 мая 2019 года. 4 сентября первую партию ОТВС загрузили на спецсудно «Серебрянка» и отправили на накопительную площадку «Атомфлота». К июлю 2020 года было произведено шесть транспортно-технологических операций. С каждым рейсом вывозилось больше 100 ОТВС.

В настоящий момент извлечены 620 ОТВС. Оставшиеся 19 сборок, размещенные в кессонах, планируют выгружать в 2021 году.

Читайте подробнее о проекте.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: