Леонид Летчфорд о «ЕОС-Качество»: «За время пандемии число скептиков сократилось»

В прошлом году на предприятиях атомной отрасли заработала единая отраслевая система управления качеством «ЕОС-Качество». О первых итогах ее промышленной эксплуатации рассказывает начальник управления качеством «Росатома» Леонид Летчфорд.

— Система «ЕОС-Качество» была введена в промышленную эксплуатацию в октябре 2019 года. В чем ее суть?

— Это единое информационное решение для управления качеством в отрасли. К системе подключены отраслевые организации и поставщики. Налажен электронный документооборот. Система предназначена для организации взаимодействия при управлении несоответствиями, планирования и проведения всех видов контрольных операций и некоторых других процессов. Она разработана и находится на поддержке в «Гринатоме». Доступ осуществляется через любое устройство, подключенное к интернету, что оказалось удачным решением в период карантина.

— Как изменилось управление качеством с появлением этой системы?

— Управление качеством в атомной отрасли всегда было на высоком уровне, но некоторые процессы без цифровых технологий были слишком трудоемкими. С внедрением системы стало проще отслеживать причины несоответствия и меры, которые были приняты для его устранения. Работа в системе не позволяет поставщику отклониться от установленных требований, ведь заказчик немедленно получает информацию о выполненных действиях, может контролировать сроки и качество решения проблем. Информация о принятых мерах по устранению дефектов или о недобросовестных подрядчиках становится известна и другим предприятиям-заказчикам. Соответственно, эти меры по повышению качества могут быть приняты на других предприятиях отрасли. Важным нововведением стала возможность анализа качества продукции на любом этапе ее жизненного цикла. Аналогичных систем такого масштаба в нашей стране нет, «Росатом» первый в этой области.

— Каковы итоги промышленной эксплуатации системы?

— К июлю 2020 года к «ЕОС-Качеству» подключена 821 организация. Общее количество пользователей — ​9 тыс. человек. В среднем в день в системе работает около 500 активных пользователей. В разные модули внесено более 16 тыс. записей. «ЕОС-Качество» внедрено в том числе и за пределами России, на проектах сооружения АЭС в Белоруссии, Турции и Финляндии.

— Сложно ли работать в системе «ЕОС-Качество»?

— Мы старались сделать систему интуитивно понятной. Наши партнеры из Технической академии «Росатома» разработали очные и дистанционные курсы для обучения пользователей. Научить пользоваться системой можно любого человека, но этого недостаточно. Важно сделать так, чтобы у пользователя была мотивация ее использовать. В настоящее время мы изучаем лучшие практики нефинансовой мотивации пользователей ИТ-систем.

— Можете оценить нынешний уровень вовлеченности пользователей?

— Внедрение нового всегда идет сложно, наш проект не исключение. В начале проекта единственной реакцией было отторжение, сейчас ситуация изменилась. Конечно, скептики остались, но за время пандемии их число сократилось. Возможность работы удаленно на базе электронного документооборота для многих стала спасением. Пандемия способствовала популяризации нашей системы. Мы стараемся быстро реагировать на жалобы и упрощать работу системы там, где это не приведет к потере качества.

— В каком направлении будет эволюционировать «ЕОС-Качество» в ближайшие годы?

— Планируем интегрировать процессы «ЕОС-Качества» с другими отраслевыми ИТ-системами: претензионно-исковой деятельности Litigation, управления стоимостью и сроками сооружения объектов использования атомной энергии TCM NC. Утверждено проектное решение по интеграции с NPP Experience — ​производственной системой «Росэнергоатома» по регистрации отказов и нарушений в работе АЭС, на согласовании решение по Planner — ​системе АСЭ-ОПИ, в которой регистрируется расход рабочего времени проектировщиков, реализована интеграция с «ЕОС-Закупками». Теперь, если поставщик не выполняет свои обязательства по устранению несоответствий, он не сможет участвовать в новых закупочных процедурах. Для развития работы с поставщиками мы вместе с коллегами из блока ПСР и департамента методологии и организации закупок реализуем проект — ​автоматизируем процесс проведения аудита достоверности данных.

— Как сейчас проходит аудит?

— Сотрудники предприятия-заказчика выезжают к потенциальному поставщику для проведения оценки. Определяют, есть ли у компании производственные и технологические ресурсы для выполнения заказа. Аудиторская группа при проверке заполняет длинный опросник и рассчитывает балл, показывающий степень соответствия поставщика требованиям заказчика. Небольшую компанию можно проверить за рабочий день, аудит крупного производства занимает до недели. Если поставщик не проходит оценку, его не допускают до участия в торгах. Ежегодно проводится 500–600 аудитов, для снижения трудоемкости процесса будем автоматизировать рабочее место аудитора, делать его мобильным на любом устройстве с выходом в интернет — ​для выезда на предприятие. Отчеты будем формировать сразу на месте. Конечной целью является минимизация очных аудитов — ​они останутся там, где это необходимо, — ​и перевод большей части аудитов в дистанционный формат.

— Что для этого нужно?

— Технологическая платформа, позволяющая вести видео и аудиозапись происходящего, в том числе в режиме реального времени. Поставщик будет по заранее определенному алгоритму транслировать все, что происходит у него на предприятии и в офисе. Ответы на вопросы аудиторы смогут получить удаленно.

Дистанционное общение и регистрация результатов проверок требуют сложного программного обеспечения. Фактически речь идет о создании промышленного аналога YouTube, где можно проводить и сохранять большое количество эфиров, быстро искать эпизоды. Сейчас идет оценка возможности реализации такого функционала на базе «ЕОС-Качества».

— В какие сроки можно реализовать этот проект?

— Планируем в 2021 году запустить пилоты на производстве.

— Будете ли устанавливать у подрядчиков системы видеонаблюдения, чтобы отслеживать их работу постоянно?

— Это второй шаг проекта, он позволит дистанционно контролировать ход выполнения работ по договору и даже вести приемку продукции. Самое сложное здесь — ​решить вопросы, связанные с промышленной безопасностью и защитой конфиденциальных данных. Пока сложно сказать, когда проект выйдет на этот уровень.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: