«Звезда» приступила к строительству сверхмощного атомного ледокола проекта «Лидер»

На судостроительной верфи «Звезда» в городе Большой Камень Приморского края 6 июля состоялась первая резка металла для строительства атомного ледокола проекта «Лидер» — ​символический старт начала работ. Головному судну присвоено название «Россия». Закладка запланирована на сентябрь.

Идея названия принадлежит «Атомфлоту». «У нас существует преемственность в названиях судов», — ​объясняет гендиректор «Атомфлота» Мустафа Кашка. Предыдущая «Россия», ледокол типа «Арктика» с двумя реакторами ОК‑900А, работала с 1985 по 2013 год. Это судно мощностью 55 МВт стало четвертым в мире ледоколом с ядерной энергетической установкой, оно могло проходить льды толщиной 2,5 м. В 1994 году «Россия» вызволила 20 транспортных судов и ледоколов, застрявших из-за аномально раннего ледообразования в Восточно-Сибирском, Чукотском морях и в море Лаптевых. В 1990 году «Россия» впервые в истории арктических путешествий совершила круизный рейс на Северный полюс.

Новую «Россию» оснастят двумя реакторами РИТМ‑400. Ее мощность составит 120 МВт, что позволит преодолевать льды толщиной более 4 м и обеспечить круглогодичные проводки в восточном районе Арктики. Контракт на строительство «Атомфлот» и «Звезда» подписали 23 апреля. Ввод судна в эксплуатацию запланирован в 2027 году. Оно станет шестым современным атомным ледоколом «Атомфлота». Планируется построить три атомохода проекта «Лидер». Сейчас в Петербурге проходит испытания головной ледокол «Арктика» проекта 22220. Следующие четыре судна этого проекта — ​«Сибирь», «Урал», «Якутия» и четвертый серийный ледокол — ​будут сданы до 2026 года.

«Атомфлот» эксплуатирует пять атомных ледоколов: «Ямал», «50 лет Победы», «Таймыр», «Вайгач», а также контейнеровоз «Севморпуть». Атомные ледоколы необходимы для раскрытия транспортного потенциала Севморпути. В период с декабря 2019 по июнь 2020 года они обеспечили 416 судозаходов в порт Сабетта по договору с «Ямалом СПГ», а также 46 судозаходов направлением на нефтеналивной терминал «Ворота Арктики».

К 2024 году грузопоток по Севморпути должен вырасти до 80 млн т. В 2019 году было перевезено 31,5 млн т. По информации администрации Северного морского пути, с января по июнь 2020 года по трассам СМП перевезено 14,8 млн т грузов.


Справка

Ледокол проекта «Лидер» оснащен двумя реакторами типа РИТМ-400. Его мощность — 120 МВт на валах, скорость хода — 22 узла по чистой воде, максимальная ледопроходимость — 4 метра.

Государственным заказчиком проекта является «Росатом», застройщиком — «Атомфлот», единственным исполнителем контракта — ССК «Звезда».

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также:
Федеральный номер «Страна Росатом» №44 (652)
Скачать
Федеральный номер «Страна Росатом» №44 (652)

Современные карбонарии: знакомимся с участниками форума «Композиты без границ» — стр. 6

Как атомщики покоряли «Хайтек» — стр. 10

Что зашифровано в дизайн-коде Краснокаменска — стр. 12

Скачать
Синхроинфотрон
«Вы готовы?» — «Да, капитан»: как атомщики покоряли «Хайтек»
История Люди
И на море, и на суше: 100 лет назад родился академик Федор Митенков
Синхроинфотрон
Кваркглюонная плазма поддалась изучению: новости науки
Синхроинфотрон
«Большая перемена» в жизни: о чем мечтают победители и призеры конкурса
Синхроинфотрон
Протянуть лапу дружбы: как проходит «Пушистый атом – 2024»
Показать ещё