Смарт-технологии для совместного управления городом, внедренные в Сарове, зарабатывают признание по всей России. Для горожан это удобный способ заявить о проблеме, записаться на прием к врачу или чиновнику, узнать о предстоящих культурных событиях. Для мэра — ​надежный функционал. «Умный город» позволяет быстро узнавать о проблемах, реагировать на них и оценивать действия команды.

«Умный город» — ​ИТ-продукт отраслевого интегратора «Русатом Инфраструктурные решения», упрощающий взаимодействие администрации, населения и бизнеса. В полном объеме информационная система работает пока в двух муниципалитетах: Сарове и Железноводске. В январе этого года правительство Ставрополья заключило договор о внедрении платформы в Ессентуках, Невинномысске, Пятигорске, Кисловодске и Ставрополе. В марте для глав городов и их подчиненных организовали образовательную сессию по функционалу системы. В мае подписано соглашение о комплексной подготовке муниципалитета к цифровой трансформации с администрацией Южно-Сахалинска. Сервисы «Умного города» используют и по отдельности. В 2019 году в Мурманской области заработал «Активный горожанин», в этом году пять сервисов стали доступны жителям Томской области. Кроме того, чтобы облегчить переход к новым онлайн-формам коммуникации, программный комплекс будет безвозмездно передан 10 атомным городам.

Для пользователей

«Умный город» — ​это и сайт, и мобильное приложение. У закрытого Сарова сервис ориентирован на жителей. У курортного Железноводска — ​на местных («Умный Железноводск») и туристов («Путеводитель по Железноводску»).

Приложение представляет собой «послойную» карту города. Выбираешь слой, например, «Медицина» — ​появляются больницы, контактная информация, время работы и кнопка «Записаться». На слое «Полиция» — ​границы участков, фотографии участковых, имена, номера телефонов, имейлы.

Самое полезное в системе, говорят разработчики, — ​возможность быстро сообщить о проблеме. В соответствующем разделе выбираешь тип («Неубранный мусор», «Брошенная машина», «Бродячие животные» и т. д.), описываешь суть и добавляешь фото для подтверждения. На сайте нужно указать адрес, с мобильным приложением еще проще — ​оно автоматически определяет местонахождение.

Из «Путеводителя по Железноводску» можно узнать об истории города, культурной программе, побывать на виртуальных выставках, например в Пушкинской галерее, или послушать лекции о художниках Юга России.

В конце апреля в «Умном Сарове» появился раздел «Бессмертный полк», в нем пользователи могут размещать информацию о своих родственниках — ​участниках Великой Отечественной войны. Фотографии героев демонстрировались 9 Мая в режиме слайд-шоу.

Для администраций

Информация от пользователей платформы направляется в ситуационный центр диспетчеру. Диспетчер распределяет сообщения по исполнителям. «Раньше неравнодушный житель должен был прийти в администрацию, написать заявление. В течение двух дней оно добиралось до мэра, потом 30 дней отводилось на исполнение. Но если по городу бегают бродячие собаки, то нельзя ждать 30 дней. А сейчас управление должно отреагировать в течение двух часов с момента поступления жалобы», — ​объяснила разницу глава пресс-службы Железноводска Мина Ахвердиева. В противном случае сообщение с пометкой «Проблема просрочена» приходит мэру города, и уже он принимает решение о том, как разобраться с проблемой.

В Сарове на внутреннем слое карты, для администрации, стали наносить очаги заражения коронавирусной инфекцией. Данные позволили быстрее выявлять круг контактов, предупреждать жителей подъездов.

В городской среде

«Умный город» — ​это не только сервис совместного управления, это и цифровизация ресурсоснабжения. В Железноводске, например, установили датчики расхода электроэнергии и воды в муниципальных учреждениях. Они передают в сбытовую организацию данные в режиме реального времени. Оказалось, что в нескольких школах вода и свет расходуются по ночам. Так обнаружилось, что есть небольшие протечки в трубах и что не во всех помещениях выключают свет.

Цифровизация дорожной инфраструктуры — ​умные остановки, светофоры, перекрестки. Табло предупреждают, через сколько минут приедет транспорт. На нерегулируемых зебрах есть датчики движения, предупреждают водителей световым сигналом о приближении пешехода. Информация о пробках поступает диспетчерам, и они меняют режимы светофоров, чтобы затор исчез.

Город на ручном управлении: информационные колонны в Железноводске

В Железноводске установлены 12 панелей — ​интерактивных киосков с информацией о достопримечательностях, маршрутах и интересных мероприятиях в городе.

Экономический эффект

Ключевой вопрос для мэров, которые думают, внедрять или не внедрять системы «Умного города», — ​эффект от использования.

Во-первых, это инструмент приоритизации при распределении денег и усилий. «Денег на все не хватает. «Умный город» дает понять, какие проблемы вызывают наиболее острую реакцию у горожан, их надо решать в первую очередь, а какие можно решить планово», — ​поясняет инициировавший создание первого «Умного города» мэр Сарова Алексей Голубев. Если об одной и той же яме на дороге написали пять человек за день, то ее нужно ликвидировать немедленно. А если на погасший фонарь не жалуются, ремонт можно сделать, когда освободится бригада.

Во-вторых, это способ актуализации информации, на основании которой администрация корректирует работу подведомственных предприятий и инвестиционные программы. Вот два примера. Когда в Железноводске в пунктах сбора мусора повесили датчики, увидели, что в одном из них баки постоянно переполнены. Информацию передали предприятию, вывозящему бытовые отходы, и там скорректировали график. Второй пример: мэрия установила датчики расхода минеральной воды в бюветах. Они показали, что в субботу и воскресенье потребление растет. В администрации сделали вывод, что в Железноводск приезжают не только издалека, но и из Ставрополья — ​на выходные. Администрация стала ремонтировать муниципальную отельную инфраструктуру и создавать программу городских мероприятий, ориентируясь именно на местную аудиторию.

В-третьих, это возможность ускорить выполнение работы. Например, в Сарове на проверку работы муниципального транспорта нужно было два с половиной дня. После внедрения автоматической системы контроля — ​полтора часа. Время отклика на аварии сократилось в 10 раз (с 30 до трех минут), а время ликвидации несанкционированных свалок — ​с 30 до 18 дней.

В-четвертых, это инструмент для оценки команды. Формируется статистика обращений и выполненных и просроченных поручений. «Система объективно измеряет результативность работы сотрудника. А я уже, как руководитель, принимаю решение: премировать, продвинуть по служебной лестнице или нет», — ​рассказывает Алексей Голубев.

Наконец, у использования программы есть денежное измерение. Например, в Железноводске сэкономили бюджетные деньги на оплате света и воды в школах: течи в трубах устранили, свет по ночам везде выключают. Статистика, собранная «Русатом Инфраструктурные решения» в Сарове, свидетельствует, что онлайн-контроль и управление уличным освещением позволяет экономить до 6 % электроэнергии. В интервью телепрограмме «Вести» Алексей Голубев оценил затраты на внедрение системы примерно в 100 рублей на одного жителя города. А выгоду от экономии материалов и трудозатрат для обеспечения сфер деятельности муниципалитета — ​до 1 тыс. рублей на человека.

Как поумнеть

В программно-аппаратном комплексе «Умный город» более 40 сервисов управления городской инфраструктурой и поддержки функций. Чтобы не покупать лишнего, нужно перед внедрением определиться с приоритетами. «Из опыта могу сказать: главное — ​выбрать те части, которые нужны именно вашему муниципалитету, — ​советует мэр Железноводска Евгений Моисеев. — ​Программа обширная, ее компоненты можно внедрить в разные области. Мы, допустим, сделали раздел для отдыхающих».

Затем нужно провести инвентаризацию процессов. В этом помогает «Русатом Инфраструктурные решения», используя опыт Производственной системы «Росатом». «Анализируются управленческие процессы в муниципалитете, затем разрабатываются способы повышения их эффективности и лишь потом, с учетом потребностей города, эти процессы переводятся в цифровой формат. Основные потери ресурсов кроются именно в процедурах, регламентах, инструкциях и качестве их исполнения», — ​отметили в пресс-службе компании. «К сокращению срока исполнения поручений мы оказались не готовы, — ​признает Евгений Моисеев. — ​На ходу пришлось перекраивать регламенты».

И разработчики, и мэры рекомендуют обсудить с жителями, какие процессы стоит цифровизировать в первую очередь. «Некоторые варианты отпадут сразу», — ​заверил Евгений Моисеев.

Ну и коронный вопрос: «Как цифровизироваться, если денег нет?» В «Русатом Инфраструктурные решения» предлагают не ждать внебюджетного финансирования и субсидий, а начинать в рамках текущего бюджета. Прежде всего следует инвестировать в те системы «Умного города», которые принесут максимальный эффект и позволят сэкономить деньги, которые, в свою очередь, можно инвестировать в новые системы «Умного города» и улучшить городскую среду.

Чтобы понять, какие именно сервисы нужны на местах, в июне провели онлайн-хакатон. О его итогах читайте здесь.


Ксения Сухотина

Гендиректор «Русатом Инфраструктурные решения»

— Внедряя технологии «Умного города», «Росатом» параллельно решает две ключевые задачи. Во-первых, помогает атомградам развивать городскую среду, повышает качество муниципальных услуг, делает жизнь людей проще и комфортнее. Во-вторых, создает высокотехнологичные продукты с большим потенциалом тиражирования по всей стране. Мы обращаем особое внимание на востребованность наших решений. Хотим, чтобы платформа полностью вписывалась в повседневную жизнь и пользовалась популярностью. В том числе поэтому в начале июня мы провели онлайн-хакатон — ​привлекли талантливую молодежь, которая хочет эмоционально и интеллектуально вложиться в свое будущее. Получили много интересных идей, лучшие реализуем.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: