Это тоже была эпидемия (хорошо, что не пандемия). Сопровождалась синдромом постоянной готовности, повышенной тревожностью, нарушением политического баланса и другими расстройствами. Гонка вооружений закончилась к 1990-м, но до сих пор имеет колоссальное влияние на умы, что уж говорить о тех, кто застал события в Хиросиме и Нагасаки. Итак, перед вами эпизоды холодной войны в выдержках из выступлений, книг и отчетов.


ЗАПАСАЙТЕСЬ ПРОДУКТАМИ

«Я, скорее всего, оказался бы вне районов расположения большинства целей (которые могут подвергнуться ядерным ударам. — «СР»). Все, по-моему, зависит от того, насколько скверными окажутся обстоятельства.

Поначалу радиоактивные выпадения не будут самой большой проблемой. Моим первым желанием было бы как можно скорее добраться до своих близких. Мои родители живут, по крайней мере, в доме, который вряд ли окажется в очаге поражения, причем просторном, так что, скорее всего, мы сразу же направимся туда. Там же находится моя коллекция огнестрельного оружия, что, безусловно, является плюсом, но вот маловероятно, чтобы мои родители накапливали съестные припасы на долгое время.

Что вызывает наибольшее беспокойство, так это то, что в районах, которым удастся избежать атаки, окажется множество людей, которые не будут знать, что делать, когда супермаркеты прекратят пополняться. Насилие неизбежно. Я бы запасся всем нескоропортящимся как можно раньше. В какой-то момент в магазинах начнется давка: чем скорее вы схватите необходимое, тем лучше…

Возьмите все, что сможете, продержитесь как можно дольше, пока не восстановится порядок, и защищайте свое».

Дэвид Коут, бакалавр инженерного дела, Университет Нью-Гэмпшира (из опроса Quora на тему «Что бы вы, как американские граждане, предприняли, если бы случилась ядерная война?», 2017 год


ОГРОМНАЯ УГРОЗА

«Советский стратегический бомбардировщик типа «Бизон» (самолет — ​носитель ядерного оружия М‑4 конструкции Владимира Мясищева. — «СР») развивает скорость 965 км/ч, имеет наибольшую дальность полета 9 тыс. км и грузоподъемность 9 т. Средний советский бомбардировщик типа «Бэджер» (самолет — ​носитель ядерного оружия Ту‑16 конструкции Андрея Туполева. — «СР») по своим возможностям соответствует примерно среднему английскому бомбардировщику класса V. Он, видимо, также имеет скорость порядка 965 км/ч, наибольшую дальность полета 4,2 тыс. км и грузоподъемность 9 т. Таким образом, современную советскую авиацию ни в коем случае нельзя сравнивать с авиацией конца Второй мировой войны. За истекшие 10 лет она также добилась огромных успехов. И хотя осуществлять массированные налеты непосредственно на американский континент ей пока не под силу, для западноевропейских государств она представляет огромную угрозу».

Эрих Хампе, руководитель федерального управления гражданской обороны ФРГ (из книги Im Spannungsfeld der Luftmächte — ​«В силовом поле великих авиационных держав», 1956 год)


ПОЧЕМУ И ДЛЯ ЧЕГО

«Если бы я знал, что у русских появились шесть супербомб (термоядерных. — «СР»), то призвал бы к тому, чтобы каждый был уверен — ​и у нас они есть тоже. А так я не знаю зачем и не знаю, что с ними можно было бы делать. Ну, мы смогли бы размазать Москву с помощью одной из них, да и только».

Из выступления Роберта Оппенгеймера, научного руководителя «Манхэттенского проекта», 1950 год


ВЕСКАЯ ПРИЧИНА

«Я полагаю, что американский народ, и это в полной мере соответствует национальной безопасности, имеет право знать обо всех событиях в области использования атомной энергии. Это ​причина обнародования мною данной информации.

У нас имеются доказательства тому, что в течение нескольких последних недель в СССР был произведен атомный взрыв.

С момента, когда человек впервые дал выход этой энергии, ожидалось, что и другие страны овладеют ею. Такая вероятность всегда принималась нами во внимание.

Еще четыре года назад я указывал, что «научное мнение представляется практически единодушным в том, что основные теоретические знания, на которых основано это открытие, уже широко известны. Существует также понимание того, что зарубежные исследователи могут быть в курсе наших нынешних теоретических знаний». И в трехсторонней декларации президента Соединенных Штатов и премьер-министров Соединенного Королевства и Канады от 15 ноября 1945 года было особо указано, что никакая страна фактически не может иметь монополию на атомное оружие.

Это недавнее событие еще раз подчеркивает — ​и такой акцент действительно был нужен — ​необходимость действительно эффективного и осуществимого международного контроля над использованием атомной энергии, что поддерживает американское правительство и подавляющее большинство членов Организации Объединенных Наций».

Из заявления Гарри Трумэна, 33-го президента США, 23 сентября 1949 года


ЧТО ПРОНЮХАЛА РАЗВЕДКА

«Советский Союз имеет в распоряжении сейчас и в течение нескольких следующих лет сохранит достаточно большое количество самолетов, обученных летчиков и базы, позволяющие предпринять попытку доставить в США весь запас ядерных бомб».

Из сообщения управления разведки штаба ВВС США, 1952 год


ГЛАВНАЯ ОПАСНОСТЬ

«Как Россия, так и Америка в течение нескольких лет создавали запасы атомных бомб. Россия произвела первый атомный взрыв в сентябре (так в тексте, на самом деле в августе. — «СР») 1949 года, и, если даже иметь в виду ее более низкие по сравнению с Америкой темпы производства, она должна иметь в настоящее время (1955 год) примерно 1 тыс. бомб, в то время как у американцев их может быть раз в пять больше.

Несомненно, что главная опасность массовых разрушений для человечества, в частности угроза позициям Англии на Среднем Востоке, возникла еще до того, как были созданы запасы водородных бомб. Несомненно также и то, что главную угрозу как для восточных, так и для западных стран в настоящее время представляют не водородные, а атомные бомбы и снаряды, большие запасы которых уже созданы. Верно, конечно, что поражающее действие водородной, а также кобальтовой (гипотетический термоядерный боеприпас, предназначенный прежде всего для радиоактивного заражения местности. — «СР») бомбы во много раз больше, чем обычной атомной. Однако производство водородной бомбы намного сложнее и труднее атомной, хотя сейчас оно уже и не столь сложно, как два-три года тому назад».

Эшер Ли, сотрудник разведки ВВС Великобритании и преподаватель военно-штабных колледжей НАТО (из книги Air Power — ​«Воздушная мощь», 1955 год)


УТОПИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА

«Распространение ядерного оружия подобно половому влечению. Его нельзя культивировать, ему нельзя способствовать, но нельзя и помешать…

Планы защиты против ядерного оружия давно считаются утопией. Полагают, что убежища смогут укрыть ничтожную часть гражданского населения и военных. На экраны кинотеатров выпускают фильмы на эту тему — ​в Англии один из них был даже запрещен для показа по телевидению».

Морис Намиас, французский физик (из труда Science, défense, dissuasion — ​«Наука, оборона, устрашение», 1967 год


БЕЗ ВСЯКИХ ГАРАНТИЙ

«Время от времени возникают разговоры о потенциальной угрозе равновесию ядерных сил. Демонстрация русскими новых твердотопливных баллистических ракет во время парада на Красной площади весной 1965 года вызвала возбуждение. До этого времени считалось, что советские ракетные войска стратегического назначения вооружены крупными жидкостными ракетами, которые надо долго готовить к пуску и которые уязвимы при нападении. Может оказаться столь же трудным вывести из строя новые ракеты, как и наши собственные, что не дает стратегическому авиационному командованию (компонент ВВС США. — «СР») возможности гарантировать их уничтожение, если для этого придет время».

Джон Томпкинс, один из редакторов американского журнала Business Week (из книги The Weapons of World War III — ​«Оружие


«МЕРТВАЯ РУКА»

«Художественный вымысел имеет особенность, и не всегда приятную, становиться реальностью. Помните сатирическую кинокартину Кубрика 1964 года «Доктор Стрейнджлав» о непреднамеренной катастрофической ядерной войне между США и Советским Союзом? Под наименованием фильма в кадре был издевательский подзаголовок — ​«Как я перестал бояться и полюбил бомбу». В кульминационном моменте фильма мрачный советский посол в Вашингтоне объявляет, что Москва располагает сверхмощным «оружием Судного дня», которое будет задействовано автоматически в случае американской ядерной атаки. И сотрет жизнь на планете, вся поверхность которой будет покрыта радиоактивными осадками.

Как оказалось, русские очень плотно работали над созданием подобного «средства Судного дня» и имеют его сейчас. Сама по себе эта система не является термоядерным оружием. Это некий автоматический механизм, обеспечивающий нанесение удара возмездия путем передачи приказа о нем через ракеты (автоматически стартующими специальными командными ракетами. — «СР») даже в случае, если руководство страны будет обезглавлено американским ядерным «громом среди ясного неба». Массовый пуск русских межконтинентальных баллистических ракет будет осуществлен, чтобы отомстить за разрушение России-матушки полным уничтожением агрессора. Поэтому понятие «механизм Судного дня» представляется вполне оправданным.

Его кодовое наименование «Периметр», хотя некоторые в России употребляют более зловещее — ​«Мертвая рука». О существовании данной системы Запад впервые узнал в 1993 году от ученого, специалиста в области международных отношений из Брукингского института в Вашингтоне Брюса Блэра, опирающегося на информацию из «надежных российских источников, чья искренность проверена временем».

Роберт Хатчинсон, британский историк (из книги Weapons of Mass Destruction — ​«Оружие массового поражения», 2003 год)


ИЛЛЮЗИЯ ПРЕВОСХОДСТВА

«Я вас удивлю, если скажу, что ядерный паритет, я уверен, существовал еще в октябре 1962 года, во время кубинского ракетного кризиса. У Соединенных Штатов в то время было примерно 5 тыс. стратегических боезарядов по сравнению с советскими тремя сотнями. Несмотря на преимущество 17 к 1 в нашу пользу, одно понимание того, что хотя подобный удар и разрушит Советский Союз, но ведь десятки его ракет уцелеют и полетят на Соединенные Штаты, удержало нас даже от рассмотрения возможности ядерного нападения на СССР. Это стоило бы жизни миллионам американцев. И ни один ответственный политический деятель не подвергнет свою страну такой катастрофе».

Роберт Макнамара, американский политик, министр обороны США в 1961–1968 годы (из книги Blundering into Disaster — ​«Путем ошибок — ​к катастрофе», 1986 год)

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: