Авторизация Регистрация

Запомнить меня
Забыли пароль?

Сброс пароля

Свежий номер уже доступен

Мыслить аддитивно

Ученые «ЦНИИТМАШа» из тех Магометов, которые сами идут к горе, не дожидаясь всяких «если». Для продвижения аддитивных разработок «Росатома» предприятие объединилось с лидерами отечественного рынка 3D-печати и вышло на «Металл-Экспо» — ​крупнейшую металлургическую выставку в России и СНГ.

Все началось со знакомства с конкурентами. В прошлом году руководитель направления управления развития «ЦНИИТМАШа» Евгений Остапец на промышленной выставке осматривал стенды дистрибьюторов заграничного ПО, оборудования для 3D-печати и материалов. «Я спрашивал, какие характеристики у продукции, чтобы понять, может ли наша с ней конкурировать, — ​вспоминает Евгений Остапец. — ​Понял, что наши разработки очень неплохо смотрятся на фоне зарубежных. Более того, эти конкуренты сами хотят, чтобы на рынке появилось российское оборудование». Такой вот бизнес-патриотизм.

Чтобы сделать рекламу российской аддитивной продукции и продукции «Росатома» в частности, «ЦНИИТМАШ» заручился поддержкой интегратора «Рус­атом — Аддитивные технологии» («РусАТ») и провел несколько мероприятий в рамках международной выставки «Металл-Экспо», которая проходила с 12 по 15 ноября в Москве на ВДНХ.

Во-первых, на выставке был стенд «ЦНИИТМАШа». «Мы показали напечатанные изделия, макет головного образца нашего 3D-принтера. К стенду подходили представители разных компаний, интересовались аддитивными разработками «Росатома» и возможностями их применения у себя на производстве», — ​говорит Евгений Остапец.

Во-вторых, 14 ноября на площадке «Металл-Экспо» «ЦНИИТМАШ», металлургические компании «ВСМПО-Ависма» и Межгосударственная ассоциация «Титан», а также дистрибьютор иностранного оборудования i3D провели конференцию «Аддитивные и цифровые технологии в машиностроении». Конференцию открыл заместитель гендиректора «ЦНИИТМАШа» по науке Константин Косырев, за ним с приветственным словом выступил исполнительный директор «РусАТа» Евгений Григорьев. Подробнее о том, какие разработки представили предприятия «Росатома», читайте в следующем номере «СР».

В-третьих, 15 ноября в «ЦНИИТМАШе» прошли семинары по технологиям 3D-печати в металлургии и машиностроении. «Это не была самореклама. Мы пригласили выступить компании, занимающиеся и разработками, и продажей оборудования. Конкуренции не боимся: наша продукция конкурентоспособна, по характеристикам лучше многих аналогов», — ​отмечает Евгений Остапец. Программу разделили на две секции: «Печать функциональных деталей из металла и пластика. Технологии SLM, SLA, SLS, FDM, наплавка» и «Применение 3D-технологий в литейной индустрии». Обсуждали 3D-технологии не только для металла, на которых специализируется «Росатом», но и для пластика и керамики — ​о них рассказали представители группы компаний i3D, «Алмаз-Антей», Farsoon, Uniontech. Коснулись и применения специализированного программного обеспечения: участники из Siemens презентовали приложение для создания литейных форм, а дистрибьютор IGA Technologies — ​платформу 3Dexperience от Dassault Systèmes. Выступления специалистов из RangeVision и i3D были посвящены обратному проектированию, бесконтактному контролю и софту для них.

«Мы сделали семинары прежде всего для инженеров-машиностроителей — ​тех, кто конструирует. Чтобы они узнали, что «Росатом» может создавать решения для их бизнеса», — ​говорит Евгений Остапец. «Аддитивные технологии — ​это уже не будущее, это настоящее: они стремительно входят в производство. Но многие промышленники еще не понимают, какие преимущества им может дать 3D-печать, — ​отметил владелец i3D Михаил Родин. — ​Цель таких встреч — ​научить всех думать аддитивно, то есть при разработке оборудования сразу прикидывать, какие части лучше сделать на 3D-принтере».

Еще одна цель — ​разобраться в потребностях потенциальных заказчиков. «Не всем нужна такая большая машина, как та, что стоит в «ЦНИИТМАШе»: кому-то подойдет, например, принтер с меньшей зоной построения. Кому-то нужны высокопроизводительные машины для крупной серии, кому-то — ​более дешевые под единичные изделия. Надо заполнять рынок тем, что интересно заказчику», — ​говорит Артем Юдин, заведующий лабораторией аддитивных технологий «ЦНИИТМАШа».