Ксения Сухотина: «Нельзя цифровизировать беспорядок»

Как умные города становятся бережливыми и где будут храниться знания, накопленные при реализации ПСР-проектов, рассказывает гендиректор компании «Русатом Инфраструктурные решения» Ксения Сухотина.

— Расскажите о проекте «Бережливый умный город», который реализуют «Русатом Инфраструктурные решения» и АО «ПСР».

— Совместная работа стартовала в ноябре прошлого года, когда мы поняли, что проекты по ПСР в части развития регионов, муниципалитетов, различных отраслей экономики пересекаются с направлением работы «Умного города». Ведь жители городов, представители муниципалитетов и бизнеса постоянно взаимодействуют. Задача ПСР — организация непрерывного улучшения: сокращение трудозатрат и времени протекания процессов. А «Умный город» цифровизирует эти процессы. Фактически это звенья одной цепи, поэтому и разработали методологию Lean Smart City («Бережливый умный город»). Считаю это правильным подходом — нельзя цифровизировать беспорядок, это не даст нужного результата. Сначала нужно организовать процессы по уму, тогда цифровизация станет не отвлеченной задачей, а инструментом повышения производительности.

— В чем суть этой методологии?

— Ключевая задача любого российского города — эффективная реализация полномочий местной власти в таких сферах, как безопасность, дорожная деятельность, коммунальное хозяйство, развитие бизнеса, транспортное обслуживание и т. д. Вместе с городом мы расставляем приоритеты в этом списке. При помощи ПСР оптимизируем процессы и закрепляем результаты в цифровых сервисах. Наша цель — не заменить существующие в городе системы, а интегрировать их на единой платформе, чтобы они работали в режиме одного окна. Глава города в личном кабинете сможет видеть сводную информацию в режиме реального времени, оперативно контролировать ключевые показатели деятельности муниципалитета.

— Расскажите про пилотный проект «Бережливый умный город».

— Пилотной площадкой стал Саров. Муниципалитет с ходу предложил 80 с лишним проектов. Первые касались взаимодействия с жителями. Работу по обращениям граждан мы перевели в цифровое поле. Изменив операционную модель обработки обращений и делегирования задач, в два раза сократили время на устранение замечаний. Потом приступили к проектам, которые помогают сотрудникам муниципалитета эффективнее выполнять свои задачи. Например, улучшили ситуацию с контролем исполнения муниципального контракта по пассажирским перевозкам. Транспортные компании каждый месяц подавали отчеты о выполненных рейсах, но у администрации не было ресурсов, чтобы эти отчеты проверить. Чиновник выборочно проверял несколько маршрутов, а в остальном полагался на сведения транспортников, которым невыгодно сообщать о допущенных ошибках. Теперь же в базу данных автоматически ежечасно загружается информация обо всех маршрутах, совершенных каждым автобусом в городе, чиновник получает отчет в виде таблицы, которую программа сравнивает с отчетом транспортной компании. На то, чтобы проверить все данные транспортной компании за месяц, требуется всего около получаса.

Изображение с городских видеокамер в режиме онлайн передается в ситуационный центр «Умный Саров»

Тот же подход, связанный не просто с цифровизацией, но и с изменением бюрократических процедур, применили в самых разных направлениях: при выдаче ордеров на земляные работы, сдаче в аренду бесхозных инженерных сетей и проч. Везде видим кратное сокращение времени протекания процессов. До конца года запустим пробные проекты в 18 городах присутствия «Росатома».

— Почему из всех городов присутствия пилотом стал Саров?

— Это город с особой миссией. Как правило, не его выбирают, а он выбирает. Глава администрации Алексей ­Голубев увидел потенциал проекта «Умный город». В июне 2018 года он пришел ко мне и сказал: «Хочу попробовать. Мне кажется, у нас получится».

Позже мы объединили эту тему с ПСР, получился хороший комплексный продукт. К ноябрю 2019 года хотим в Сарове разработать универсальные решения, которые можно будет тиражировать в других городах.

В приоритете — часто используемые горожанами сервисы: расписание и мониторинг движения общественного транспорта, информация об основных учреждениях города и т. д.

Отдельное направление цифровизации муниципальных сервисов — денежные операции, которые сейчас пока требуют личного присутствия граждан: оплата спортивных секций, покупка билетов в театр, школьного питания и т. д. Мы разработали и запустили сервис «Маркетплейс», который позволяет горожанам оплачивать услуги через онлайн-платформу. А учреждения, в свою очередь, могут собирать более качественную статистику о пользователях.

Пилотным образцом стал Молодежный центр Сарова, в котором есть бассейн. Теперь можно удаленно бронировать время и не беспокоиться о том, что, когда ты придешь в центр, все дорожки будут заняты. Администрация бассейна распределяет загрузку тренеров и модерирует поток клиентов. Муниципалитет планирует перевести в «цифру» все денежные отношения с жителями.

— Расскажите о втором совместном проекте с АО «ПСР» — «Платформе развития ПСР».

— За 10 лет были сделаны тысячи полезных ПСР-проектов. Мы видим, что в отрасли заинтересованы в сохранении этих знаний. Поэтому предложили создать платформу — огромную базу знаний «Росатома», которая будет включать весь опыт совершенствования производственных процессов. Ведь в ПСР много наглядных результатов, важно перевести их в электронный формат, чтобы все сохранилось и этим можно было пользоваться. Задача 2019 года — максимально загрузить платформу информацией.

— Что для этого нужно сделать?

— Перенести в электронный шаблон всю информацию, которой вы владеете. В одном подразделении МАГАТЭ здорово организовано взаимодействие с сотрудниками перед увольнением: две последние недели человек описывал сделанную им работу — собирал материалы, структурировал и передавал коллегам. Если этого не сделать, вместе с сотрудником уйдут знания.

Загрузка платформы информацией продолжится и в следующем году. Регионы, министерства и муниципалитеты тоже привлечем, чтобы они пополняли базу данных платформы своими ПСР-проектами. Внедрим инструменты управления и мониторинга проектов онлайн. Еще одна задача — создать цифрового помощника. Чтобы человек, желающий оптимизировать определенный процесс, получил не просто выгрузку материалов по теме, а рекомендуемый алгоритм действий. Через платформу также можно будет собирать команды единомышленников, привлекать экспертов, организовывать профессиональное взаимодействие.

— А вы вне работы ПСР используете?

— Я очень не люблю делать бесполезные вещи, поэтому да, использую. Недавно, например, перевела в электронный формат все документы членов семьи и сделала электронную библиотеку.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: