Третьяковка установила новую систему охраны, разработанную Росатомом

Разработанные 15 лет назад датчики серии «Яхонт» — пример того, как военные технологии оказались полезны в гражданской сфере. На их основе специалисты «Элерона» создали системы охраны для выставочных галерей и даже систему, предотвращающую аварии на железной дороге.

История «Яхонта» началась в середине 2000-х. Тогда инженеры «Элерона» создали охранную систему для ряда стратегических объектов. Суть разработки в том, что комплекс датчиков передает информацию на пульт охраны по радиоканалу в широком спектре частот (см. «Как работает радиоканал «Яхонта»). «Расстояние передачи сигнала большее, чем у узкополосного передатчика. Это позволяет решать те же задачи без дорогостоящего повышения чувствительности приемника», — ​рассказывает начальник отделения «Элерона» Алексей Руднев.

Устройства контроля основаны на различных физических принципах. Это магнитоконтактный извещатель, инерциальный датчик, регистрирующий изменения положения объекта по трем осям и вибрацию. То есть «Яхонт» реагирует на любое вторжение в охраняемую зону и физическое воздействие на объект контроля. «Фактически комплекс обеспечивает неизвлекаемость, — ​добавляет Алексей Руднев. — ​Злоумышленнику никакими способами его не обойти».

В интересах культуры

После кражи картины Куинджи в январе этого года Третьяковская галерея заказала систему третьего рубежа охраны (защиту самого предмета, а не только периметра) для выставочных помещений на Крымском Валу и в Инженерном корпусе. «Когда речь зашла об оснащении культурного объекта, на первый план выдвинулась компактность и эстетика. Изначально датчик вместе с системами автономного питания и другой начинкой представлял собой блок 300×200×150 мм. Нам нужно было в короткий срок изменить габариты, а все свойства сохранить. Потребовались новые инженерные и алгоритмические решения», — ​рассказывает Алексей Руднев.

В итоге в залах Третьяковки установили датчики «Яхонта» размером с банковскую карту, только толщиной около 4 мм. Их использовали на выставках Ильи Репина, Бориса Голополосова, Федора Захарова в галерее на Крымском Валу, Эдварда Мунка в Инженерном корпусе, в зале главного корпуса Третьяковки, где выставлена Библия Пискатора.

Заказ Почты России

В 2017 году продукцией «Элерона» заинтересовался Тверской вагоностроительный завод и его клиент, Почта России. Свои новые вагоны большой грузоподъемности они хотели оснастить системами, которые бы не зависели от проводной связи и обеспечивали не только физическую защиту, но и пожарную и транспортную безопасность. Последняя подразумевает контроль работы буксовых узлов вагонной тележки. Если букса неисправна, колесную пару может заклинить, тогда вагон или целый состав рискует сойти с рельсов. В РЖД даже создали автоматическую систему мониторинга состояния буксовых узлов на участках безостановочного движения поездов. Из-за повышенной нагрузки на ось в новых вагонах их буксы нуждаются в особом внимании.

«Для внедрения нашей системы мы проводили с заводом испытания. По итогам РЖД приняли вагоны. Сейчас Почта России их массово заказывает — только в этом году мы оборудовали 70 вагонов», — ​говорит Алексей Руднев.

Радиоканал «Яхонта» на железной дороге используется как резервный, когда прерывается проводная связь, например, в состав между почтовыми встает вагон, не оборудованный никакими системами. Устройство автоматически определяет, что по межвагонной магистрали нет сигнала, и начинает работать по радиоканалу. Сообщение о нагреве букс, срабатывании датчиков охранной или пожарной сигнализации либо о других нештатных ситуациях будет гарантированно доставлено.


КАК РАБОТАЕТ РАДИОКАНАЛ «ЯХОНТА»

Передатчик транслирует данные на разные частоты. Так обеспечивается устойчивость к помехам. Как правило, помехи — это случайное воздействие, и вероятность, что оно наложится на частоту передачи «Яхонта», крайне мала — 10–6. Приемник прослушивает эфир, и ему достаточно принять хотя бы один сигнал, чтобы оценить состояние объекта контроля. Чтобы намеренно подавить радиоканал, нужно воздействовать кратно большей мощностью. На такое способна только аппаратура радиоэлектронной борьбы — или спецоборудование для глушения, но это комплексы, которые нужно подогнать к месту на нескольких грузовиках — их не скроешь. А компактному источнику помех просто не хватит мощности, чтобы заглушить всю полосу частот «Яхонта».

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: