В ожидании водородного бума

По оценкам экспертов Hydrogen Council (Совет по водороду, международная организация), к 2050 году мир будет потреблять 550 млн т водорода в год. Мы выяснили, кому и для чего понадобится такое количество.

Пока объем производства водорода в мире не превышает 80 млн т в год. Основные потребители — ​химические предприятия, вырабатывающие аммиак и метанол. Водород также используют в производстве карбамида, мыла и пластмасс. В нефтегазе водород необходим для получения топлива из тяжелого высокосернистого сырья, для установок гидрообессеривания, гидрокрекинга дистиллятов, гидроочистки, изомеризации, изготовления смазочных материалов.

Энергия без выбросов

Главный потенциальный драйвер водородного рынка — ​экологически чистая энергетика. Несмотря на все усилия стран, подписавших Парижское соглашение, выбросы CO2 в атмосферу достигли в 2018 году исторического максимума. Основной объем приходится на США, Китай и Индию. По прогнозам Hydrogen Council, к 2050 году доля водорода в глобальном энергобалансе составит 18 %.

Несколько фактов. Южная Корея планирует к 2040 году производить на водороде 22 % электроэнергии. Индия уже к 2020 году обещает построить водородные станции общей мощностью 1000 МВт. Министерство экономики, торговли и промышленности Японии предсказывает рост потребления водорода в стране до 10 млн т в год к 2050-му. Масштабные проекты запускают в Европе и Северной Америке: французская компания Hynamics, «дочка» EDF, будет производить водород на 58 атомных энергоблоках, а канадская Hydrogenics объявила о строительстве крупнейшей в мире электролизной установки для выработки около 3 тыс. т водорода в год.

Автомобильные перспективы

Вторым крупным потребителем водорода станет транспортный сектор. Если масштабное производство водорода для энергетики — ​пока только перспектива, то двигатели на водородном топливе уже тренд. По данным «Русатом Оверсиз», Toyota, Honda, Daimler, Nissan, GM уже вложили в этот сегмент порядка 365 млн долларов, а к 2030 году инвестиции составят уже 10,5 млрд долларов.


Кстати

Основной способ получения водорода — ​паровая конверсия метана. Водород отделяют от углеродной основы в трубчатых печах при внешнем подводе пара. Технология неэкологичная: выделяется углекислый газ, так что для масштабной водородной энергетики


Идея создания коммерчески успешного водородного автомобиля возникла в рамках развития экологически чистого транспорта. Автомобили на водородных топливных элементах имеют ряд преимуществ перед электромобилями. Время заправки существенно короче, запас хода больше. Водородный автомобиль экологичнее, чем транспорт на литий-ионных батареях, которые содержат токсичные металлы и легковоспламеняющиеся электролиты: их сложно производить, а особенно — ​утилизировать без вреда для окружающей среды. По стоимости 1 км пробега водородные автомобили уже вполне сопоставимы с машинами с дизельным или бензиновым двигателем, а где-то и с электромобилями.

Японские и корейские концерны создали линейку водородных легковых авто и вовсю рекламируют их. В 2020 году на дороги Японии должны выехать около 40 тыс. легковушек и автобусов на водородных топливных элементах. В этой стране половину капитальных и операционных затрат водородных заправочных станций субсидирует государство, около 30 % стоимости водородных автомобилей частным покупателям компенсируется в рамках госпрограмм. Именно поэтому сейчас в Японии 120 водородных АЗС и более 3 тыс. частных водородных автомобилей.

Под стук колес

В Нижней Саксонии (Германия) в 2018 году пустили первый в мире водородный поезд Coradia iLint. По информации Deutsche Welle, технологию разработала немецкая компания LHB, которая позже была поглощена французским концерном Alstom. Сейчас Alstom и Siemens создают совместное предприятие для производства железнодорожного транспорта. К 2021 году правительство Нижней Саксонии планирует приобрести еще 14 водородных поездов. Такой поезд может ехать 1 тыс. км без дозаправок и развивает скорость до 140 км/ч. Водород хранится в газообразном состоянии под давлением 35 тыс. кН/м2 в резервуарах на крыше вагонов.

Первый в мире пассажирский поезд на водородном топливе
Сохранить лидерство

«Росатом» к 2050 году планирует производить до 50 млн т водорода в год и обеспечивать около 10 % мирового потребления. По мнению Антона Москвина, вице-президента по маркетингу и развитию бизнеса «Русатом Оверсиз», если учесть опыт и компетенции «Росатома» в ядерных технологиях, а также возможности России в области энергогенерации, такая заявка абсолютно обоснованна. В кооперации с отечественными и зарубежными компаниями «Росатом» способен стать полноправным игроком мирового рынка водородной энергетики. «Наша страна является одним из лидеров в обеспечении мировой энергетики и должна сохранить это лидерство даже с учетом меняющейся рыночной конъюнктуры», — ​отметил Антон Москвин.

По его словам, страны, где высок потенциальный спрос на водород, не могут, да и не планируют полностью обеспечивать себя сырьем. В качестве основных экспортных направлений «Росатом» рассматривает Японию, Китай, Южную Корею, Индию и ряд европейских стран.

Но рынок водородного топлива и энергетики должен развиваться и в России. «Пожалуй, на данном этапе определиться с приоритетным направлением довольно сложно. На мой взгляд, в среднесрочном горизонте наибольшие перспективы у применения водорода в промышленности и в транспортном секторе, — ​рассуждает Антон Москвин. — ​По нашим оценкам, топливный баланс энергетического сектора в ближайшее десятилетие не изменится. Говорить о водороде как об энергетическом агенте в России можно будет после 2030 года». Для реализации пилотных проектов и создания полномасштабной водородной инфраструктуры в стране необходима государственная поддержка, считает Москвин.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также:
Новости
«Ничто не может сдержать развитие атомных технологий»: стартовал «Атомэкспо-2024»
Синхроинфотрон
«Сыто-пряно» и весело: как проводят время после работы строители АЭС «Куданкулам»
Новости
ЦЕРН прекратит сотрудничать с 500 российскими специалистами
Новости
Ученые НЦФМ создали оптическую систему с рекордным быстродействием
Федеральный номер «Страна Росатом» №11 (619)
Скачать
Федеральный номер «Страна Росатом» №11 (619)

О чем говорили на дне информирования — стр. 4

Стартапы МИФИ получили проектное финансирование — стр. 8

Как проводят время после работы строители АЭС «Куданкулам» — стр. 13

Скачать
Главное
Глава «Росатома» Алексей Лихачев — о росте зарплат в отрасли
Показать ещё