Авторизация Регистрация

Запомнить меня
Забыли пароль?

Сброс пароля

Свежий номер уже доступен

Севморпопутчики

С 6 по 8 июня в Петербурге проходил Международный экономический форум. Для гендиректора «Росатома» Алексея Лихачева он начался в кают-компании атомного ледокола «Арктика», который достраивается на Балтийском заводе. Там прошло учредительное заседание общественного совета Северного морского пути.

Стратегическое планирование развития СМП набирает обороты. «Росатом», инфраструктурный оператор Севморпути, смотрит на 15 лет вперед. В середине 2020-х будет создана инфраструктура для круглогодичной навигации, а в 2030-е СМП может составить конкуренцию маршруту через Суэцкий канал. «Мы хотим значительно изменить всю евразийскую логистику»,— пояснил Алексей Лихачев. Ранее он сообщил, что рассчитывает на увеличение ежегодного грузопотока до 110–120 млн т в 2030-е годы, в том числе за счет транзитных перевозок в Юго-Восточную и Восточную Азию. В прошлом году по СМП перевезли 20 млн т грузов.

Чтобы воплотить амбициозные планы, понадобится помощь бизнеса, науки и власти. В апреле на Арктическом форуме в Санкт-Петербурге «Росатом» предложил создать общественный совет СМП — консолидировать компетенции и собрать лучшие идеи всех заинтересованных сторон. Совет станет площадкой для диалога экспертов, разработки планов и решений — уже в июне «Росатом» вынесет на рассмотрение правительства проект распоряжения, утверждающего комплексный план развития СМП и прибрежных территорий до 2035 года.

В учредительном заседании общественного совета участвовали 22 человека: представители науки, федеральных органов исполнительной и законодательной власти, субъектов, входящих в Арктическую зону РФ, бизнеса, общественных организаций, а также партнеры из-за рубежа. «Главная задача совета — сделать Севморпуть экономически привлекательным для всех, кто будет работать на этой территории»,— сказал Алексей Лихачев.

Алексей Лихачев отметил, что важно привлекать компании, которые сформировали свои планы на 2020‒2030-е годы: «Чтобы мы, понимая потребности мировых экономических операторов, подготовили соответствующую инфраструктуру и экономические предложения».

Европейские партнеры смотрят на Севморпуть с интересом. На заседании был подписан меморандум о сотрудничестве между «Атомфлотом» и крупнейшим морским перевозчиком Maersk Line. «Сегодня большое количество перевозок из Юго-Восточной Азии в Европу ориентировано на порты Германии»,— отметил Алексей Лихачев. Участвовавший в совете исполнительный директор Восточного комитета германской экономики Михаэль Хармс сказал: «Мы поддерживаем стремление России развивать СМП» — и добавил, что хотел бы, чтобы в следующий раз общественный совет собрали на ледоколе в Арктике.

На заседании было принято решение о формировании организационного комитета совета. Главой оргкомитета избран гендиректор государственной судоходной компании «Совкомфлот» Сергей Франк. «Инициатива «Росатома» создать арктический совет своевременна и заслуживает поддержки. Это пойдет на пользу всем. Компании хотят проводить свой груз быстрее и дешевле. СМП хорошо дополняет систему глобальных коммуникаций, но он должен быть конкурентоспособен»,— заявил Сергей Франк.

Общественный совет СМП не будет дублировать работу структур, которые занимаются арктическими вопросами. «Остается пространство — общественное обсуждение на международном уровне»,— пояснил Алексей Лихачев. «Это тарифообразование, аспекты безопасности мореплавания, декарбонизация, которые важны для глобального судоходства, организационные вопросы»,— перечислил Сергей Франк.

Общественный совет будет выполнять две функции — содействовать координации работы всех участников развития Севморпути и популяризировать это развитие. «Важно, чтобы население России воспринимало Севморпуть как проект, который выводит страну в мировые лидеры»,— резюмировал Константин Косачев, председатель Комитета Совета Федерации по международным делам. Следующее заседание общественного совета планируется провести в сентябре этого года на Восточном экономическом форуме.