«Росатом» присоединяется к международной кампании Vision Zero, в основе которой лежит концепция нулевого травматизма, — ​этой новостью открылся форум-диалог «День безопасности атомной энергетики и промышленности». Руководители отрасли обсудили меры для снижения травматизма, среди прочего — создание отраслевой системы расследования инцидентов на производстве и цифровизацию служб охраны труда.

Vision Zero, разработанная Международной ассоциацией социального обеспечения (МАСО), была представлена 4 сентября 2017 года в Сингапуре, на XXI Всемирном конгрессе по безопасности и гигиене труда. В том же году партнером глобальной кампании стал Минтруд России. Принципы Vision Zero намерены внедрять и в «Росатоме». «Мы глобальная компания и играем по правилам глобального рынка, берем лучшие в мире практики в охране труда. В то же время мы будем делиться и своим опытом в этой сфере, нам точно есть что сказать», — ​заявил, открывая форум, гендиректор госкорпорации Алексей Лихачев.

В российской атомной отрасли травматизма и отклонений в работе оборудования все меньше. Главной гарантией безопасности остается дисциплина, строгое следование нормам и правилам на производстве. Алексей Лихачев надеется, что снижению травматизма будет способствовать широкое внедрение цифровых продуктов, автоматизации и нового подхода к управлению рисками.

«В 2018 году в отрасли было несколько десятков случаев травматизма, в том числе со смертельным исходом. Мы с вами ответственны за эти несчастья», — ​сказал глава «Росатома» и призвал участников форума выявить резервы для сокращения травматизма до нуля — это цель на год. Заметим, что 95 % предприятий отрасли в 2018 году отработали без несчастных случаев.

Генеральный инспектор «Росатома» Сергей Адамчик поддержал присоединение госкорпорации к Vision Zero. Он добавил, что главный фактор, мотивирующий руководителей к снижению травматизма на производстве, — ​российское законодательство.

На форуме-диалоге демонстрировали простые приспособления, которые снижают риск травматизма

На фоне конкурентов «Росатом» в безопасности труда смотрится в целом очень хорошо: коэффициент LTIFR в прошлом году составил всего 0,12. Это отношение рабочего времени, потерянного в результате травм, к отработанному времени, нормированное на 1 млн человеко-часов. LTIFR 0,5 и менее — лучшие мировые практики. Принятый в России показатель частоты травматизма (отношение числа пострадавших на производстве к общему числу работников в пересчете на тысячу человек) в «Росатоме» в 2018 году составил 0,25. В России — 1,3. Затраты «Росатома» на охрану труда в 2018 году составили более 18 млрд рублей.

Докопаться до правды

Для повышения качества управления в области безопасности и охраны труда в госкорпорации создана электронная система, рассказал Сергей Адамчик. В нее стекаются данные о нарушениях. Информацию анализируют в службах охраны труда предприятий и в генеральной инспекции для организации профилактической работы.

Сергей Адамчик пообещал изменения в области охраны труда. Одно из них — создание единой отраслевой системы расследования инцидентов на производстве. Сейчас расследованиями занимаются комиссии на предприятиях. По словам генерального инспектора, зачастую проводят расследования поверхностно, не докапываясь до истинной причины. Такое положение нужно менять.

Кроме того, в генеральной инспекции намерены сместить акценты в методологии управления охраной труда с ретроактивности (реагирования) на проактивность (предупреждение и профилактику). Также Сергей Адамчик анонсировал внедрение лучших практик движения Vision Zero.

Разные подходы

Генеральный директор «Росэнергоатома» Андрей Петров сообщил, что для концерна главная задача — снижение травматизма у подрядчиков. Сотрудники неотраслевых компаний, занятые на объектах «Росэнергоатома», получают травмы в три-четыре раза чаще, чем сотрудники концерна. Особенно важно исключить инциденты при работе на высоте и с электротехническим оборудованием. Для этого на объектах вводится видеонаблюдение и цифровые системы контроля использования средств индивидуальной защиты.

Президент ТВЭЛ Наталья Никипелова рассказала о концепции «Безопасная среда + безопасное поведение»: топливная компания обеспечивает персоналу возможности для безопасной работы, и персонал ими пользуется. Например, рабочие получают специальный документ — стоп-карту. Предъявив ее коллегам или начальству, они могут остановить работы, если видят угрозу безопасности.

Тренировка со страховкой

В АРМЗ свой метод: перед сменой каждый горняк на ППГХО проходит тестирование по правилам ТБ и ОТ на терминале. Если не сдал, не допускают к работе.


СУТЬ VISION ZERO

«Жизнь священна, и у каждого человека есть право вернуться домой живым после работы, — так говорит о глобальной миссии Vision Zero генеральный секретарь МАСО Ханс-Хорст Конколевски. — От того, какой будет сфера охраны труда, зависит жизнь нынешнего и следующего поколений». В основе идеологии Vision Zero лежит следующий тезис. Несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания не являются ни предопределенными, ни неизбежными — у них всегда есть причины. Сформировав культуру активной профилактики, эти причины можно устранить, несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания — предотвратить.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: