Авторизация Регистрация

Запомнить меня
Забыли пароль?

Сброс пароля

Свежий номер уже доступен

Красиво атомы сложились

15 апреля — Международный день культуры, у истоков которого стоял наш соотечественник, художник Николай Рерих. У истоков чего в культуре стоял атом — такой список составили сотрудники информационных центров по атомной энергии.


ФИЛЬМ «ДЕВЯТЬ ДНЕЙ ОДНОГО ГОДА»

СССР, 1962

«Я с огромным интересом работал над образом Дмитрия Гусева, — рассказывал актер Алексей Баталов. — Жизнь этого ученого-атомщика заполнена упорным, осмысленным и притом совершенно не бросающимся в глаза подвигом. Роль Гусева особенно привлекает меня тем, что он человек сегодняшнего дня, глубоко интеллигентный, можно сказать — человек новой советской формации».

Эта картина запечатлела время, когда вера в прогресс была сильнее страхов, а будущее виделось абсолютно светлым. Конечно, можно было бы вспомнить и другие фильмы об освоении атома, например «Выбор цели», где Игоря Курчатова сыграл Сергей Бондарчук, но все же режиссеру Михаилу Ромму удалось избежать излишней идеологизированности и показать мысли и чувства тысяч рядовых ученых-атомщиков.

СКУЛЬПТУРА «ЯДЕРНАЯ ЭНЕРГИЯ»

США, 1967

Наверное, странно было бы не увековечить место, где была осуществлена первая самоподдерживающаяся ядерная цепная реакция. В Чикагском университете установили мемориал к 25-й годовщине эксперимента на «Чикагской поленнице — 1», знаменитом реакторе Энрико Ферми.

Памятник заказали британскому скульптору-модернисту Генри Муру. Позднее он писал, что хотел передать двойственный характер ядерной энергии: «Верхняя часть бронзовой фигуры похожа на гриб от взрыва или череп, а нижняя — на храм, защищающий людей».

Скульптура находится в том месте, где когда-то был стадион, под которым и построили реактор.

МОЗАИЧНОЕ ПАННО «КУЗНЕЦЫ СОВРЕМЕННОСТИ»

СССР, 1974

Вторая волна модернизма в СССР, 1960–1970-е годы, оставила после себя уникальные образцы монументального искусства — мозаичные панно в интерьерах и на фасадах зданий. Одной из популярных тем были достижения науки и техники.

Из десятков «атомных» панно мы выбрали «Кузнецы современности» на стене проходной Института ядерных исследований Национальной академии наук Украины в Киеве. Авторы — художники Галина Зубченко и Григорий Пришедько, который в 1963–1965 годы был учеником монументалиста Диего Риверы.

ЗДАНИЕ «АТОМИУМ»

Бельгия, 1958

Без сомнения, самое нестандартное здание Брюсселя и всей Бельгии. Построено для Всемирной выставки 1958 года и стало таким же символом города, как и «Писающий мальчик». По задумке автора, архитектора Андре Ватеркейна, конструкция из девяти сфер, соединенных 20 трубами, — это фрагмент кристаллической решетки железа. А еще 102-метровое здание — символ мирного атома и наступления атомного века.

В пять из девяти сфер можно попасть, там расположены выставочные залы и ресторан, а в трубах — эскалаторы, лестницы и коридоры.

РОМАН «ОСВОБОЖДЕННЫЙ МИР»

Великобритания, 1914

В 1913 году Герберт Уэллс предсказал, что человечество овладеет силой атома, создаст транспорт с атомным двигателем и ядерное оружие. Правда, атомные бомбы Уэллса были не мощнее обычных, но взрывались долго, порождая «пылающий непрерывный взрыв».

Писатель прочитал работы Резерфорда, Рамзая и Содди и написал утопию. Уэллс предположил, что с атомным оружием в руках человечество будет обречено либо вернуться к истокам, в «сельскохозяйственное варварство», либо принять достижения науки как основу нового общественного устройства. В итоге после ядерного конфликта, разразившегося в середине 1950-х, на планете появилось единое правительство и установился идеальный миропорядок.

Примечательно, что книга вышла в 1914 году до начала Первой мировой войны, когда ничто еще не предвещало ни бомбардировок Хиросимы и Нагасаки, ни Карибского кризиса.

КИНЕТИЧЕСКАЯ СКУЛЬПТУРА «АТОМ»

СССР, 1967

В том же 1967 году в СССР отмечали 50-летие Октября. В честь этого события перед Курчатовским институтом в Москве была установлена 13-метровая кинетическая скульптура «Атом» 26-летнего художника Вячеслава Колейчука. Он использовал собственную технологию создания самонапряженных конструкций. Подвешенную сферу приводил в движение ветер, под музыку, ныне утраченную, композитора Льва Термена. Оригинальный «Атом» тоже не сохранился. В 2018 году Вячеслав Колейчук участвовал в воссоздании скульптуры в музее «Гараж». Партнером проекта был «Росатом».

РОМАН «МЕЧТАЮТ ЛИ АНДРОИДЫ ОБ ЭЛЕКТРООВЦАХ?»

США, 1968

Для многих деятелей искусства атомная тематика сводится исключительно к ядерной войне: от шелкографии «Атомная бомба» Энди Уорхола (1965) до альбома A Thousand Suns группы Linkin Park (2010). Среди огромного количества апокалиптических произведений выделяется роман Филипа Дика: писатель не стал рисовать ужасы войны, а заглянул дальше и описал мир после глобального конфликта. Радиация почти уничтожила все живое, уцелевшие люди переселились на другие планеты, а на Земле остались те, кто уже заражен и не должен нести мутировавшие гены в новый мир. Автор задается вопросом, что делает человека человеком, по каким признакам можно отличить его от робота? Ридли Скотт снял по мотивам романа знаменитый фильм «Бегущий по лезвию», однако сценарий существенно отличается от книги.

Справка

Международный день культуры учрежден в честь принятия в 1935 году договора «Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников». Идея охраны культурных ценностей без оговорки о военной необходимости (а во всех такого рода конвенциях военные интересы в приоритете) принадлежит художнику Николаю Рериху. В 1928 году он опубликовал проект договора и обращение к правительствам всех стран. Проект договора одобрил Комитет по делам музеев при Лиге Наций и Панамериканский союз.

ЧЕЛОВЕК-ПАУК И ХАЛК

США, 1962

В России комиксы не так популярны, как в США и Европе. Поэтому мы почти ничего не знаем о том, что сделал для борьбы со страхом перед радиацией Стэн Ли и его соавторы из Marvel Comics. Ведь известные теперь всему миру Человек-паук и Халк получили сверхспособности именно благодаря радиации. Одного укусил радиоактивный паук, а другой облучился после взрыва экспериментальной гамма-бомбы. Обычные люди превратились в супергероев, и для десятков миллионов подростков в прошлом веке радиация перестала быть синонимом смерти.

ГРАФФИТИ «ВОДОЛЕЙ»

Франция, 2005

Градирни — излюбленные «полотна» художников. В интернете вы наверняка видели фото градирен с граффити на тему чемпионата мира по футболу в ЮАР. Но мы выбрали АЭС «Крюа»: в 2005 году на одной из градирен появились граффити «Водолей», символизирующие гармонию воды и воздуха и экологичность АЭС. Гигантский рисунок наносили девять альпинистов под руководством художника Жан-Мари Пьера. Они потратили 8 тыс. часов и более 4 тыс. л краски. Нарисованная морская пена переходит в пар из градирни — получается грандиозная дополненная картина.

КУПАЛЬНИК «АТОМ»

Франция, 1946

«Атом» — самый маленький купальник в мире!» — такой слоган появился в небе над Лазурным Берегом. Для рекламы своего творения дизайнер Жак Эйм нанял самолет. Еще в 1932 году модельер сконструировал купальный костюм, приоткрывающий часть тела под грудью, а потом решил и вовсе разделить верхнюю и нижнюю части. И вот после войны, впечатленный достижениями физики, он выпустил модель, названную в честь атома — мельчайшей частицы. Но почти сразу над Лазурным Берегом появился самолет с новым флагом — «Бикини — меньше, чем самый маленький купальник в мире!». Автором новинки был инженер-автомобилестроитель Луи Реар. Для дефиле в Париже он не смог найти модель: все отказывались выходить почти обнаженными, пришлось нанимать танцовщицу варьете. Бикини увидело свет спустя четыре дня после испытаний американской бомбы у одноименного атолла. Рекламный слоган использовал параллели с названием «Атом» и ядерным распадом: «Бикини — разделенный «Атом». Купальник Эйма состоял из двух частей, купальник Реара — из четырех и при этом помещался в спичечный коробок.