Алексей Банник про Тяньваньскую АЭС и АЭС «Сюйдапу»: «Задачи по срокам поставлены очень амбициозные»
7 марта в Пекине представители инжинирингового дивизиона «Росатома» и China National Nuclear Corporation подписали генеральный контракт на строительство блоков № 7 и 8 Тяньваньской АЭС и контракт на разработку технического проекта блоков № 3 и 4 АЭС «Сюйдапу». За подробностями мы обратились к вице-президенту по проектам АСЭ в Китае Алексею Баннику.
— Блоки на обеих станциях будут с ВВЭР‑1200, проект тот же, что и у строящейся Ленинградской АЭС. Претерпит ли он изменения?
— Да, исходный проект будет немного изменен: другой грунт, климат, особенности водоснабжения. Кроме того, у заказчика есть ряд специфических требований, связанных с ядерной, радиационной, пожарной безопасностью и воздействием на окружающую среду.
— Требования по безопасности более жесткие?
— Я бы так не сказал. Но все эти аспекты безопасности должны описываться в проекте так, как того требуют национальные нормы. Еще один обязательный пункт — учет опыта предыдущих проектов, в нашем случае это третий и четвертый блоки Тяньваньской АЭС. При их сооружении применялись некоторые решения из проекта строящейся Ленинградской АЭС. Но все же есть определенные отличия. Поэтому по блокам № 7 и 8 мы обсудим с заказчиком, что нужно использовать, чтобы достичь современного уровня безопасности, учесть положительный опыт эксплуатации, а также добиться экономии.
— Готовы ли площадки под строительство или требуются изыскания в полном объеме?
— Площадка седьмого и восьмого блоков Тяньваньской АЭС принципиально готова. Сейчас идут работы по сносу горы и выравниванию, но это хорошо знакомая нам местность — мы там построили четыре блока. Поэтому дополнительных изысканий не понадобится.
Что касается второй площадки, «Сюйдапу», то китайская сторона полностью ее подготовила под сооружение шести блоков, два из которых будем строить мы.
— По предыдущим блокам Тяньваньской АЭС российские и китайские специалисты работали вместе не только на возведении, но и на проектировании. А сейчас какая часть российская, какая — китайская?
— Схема взаимодействия доказала свою успешность, и на седьмом и восьмом блоках существенных отличий в работе не будет. На нас — проектирование ядерного острова, выдача технических требований и контроль по станции в целом, концепция безопасности и подготовка основных документов для лицензирования.
Китайская сторона отвечает за проектирование «неядерного острова» и поставку всего оборудования для него. Мы поставим основное оборудование ядерного острова и некоторые системы безопасности. Россияне будут участвовать во всех стадиях сооружения.
— Российско-китайская команда будет та же или участников прибавится?
— В основе будет та же команда, но есть новый партнер — Hongyanhe Nuclear Power. В компании много специалистов — наших давних друзей, которые работали на сооружении тяньваньских блоков, чему мы очень рады. По разделению работы новые блоки ничем не отличаются от предыдущих, № 3 и 4 Тяньваньской АЭС. Строительно-монтажные работы полностью взяла на себя китайская сторона. Поэтому мы не планируем привлекать собственные силы в том объеме, в каком привлекаем на площадки в других странах. Но, возможно, нам понадобятся специалисты для работы в представительствах, на площадках в качестве кураторов, контролирующих выполнение строительно-монтажных работ китайской стороной.
— То есть планируется пополнить штат сотрудников китайских проектов?
— Планируется, но ненамного. В управляющей компании мы хотим удержать численность китайской дирекции на оптимальном уровне. Проекты блоков похожие, и этим надо воспользоваться — не раздувать штат.
Что касается представительства в Китае — площадки расположены слишком далеко друг от друга, в разных провинциях. Для «Сюйдапу» придется создать структуру, практически повторяющую представительство в Ляньюньгане, на площадке сооружения Тяньваньской АЭС. Таково требование контракта.
— Ну и наконец, самый важный вопрос — сроки.
— По контракту срок заливки первого бетона на «Тяньване‑7» — май 2021 года, через пять месяцев — на третьем блоке АЭС «Сюйдапу», еще через пять месяцев — первый бетон на блоке № 8 Тяньваньской АЭС и еще через пять месяцев — первый бетон на «Сюйдапу-4». То есть шаг между блоками № 7 и 8 Тяньваньской АЭС — 10 месяцев, а между седьмым блоком Тяньваньской АЭС и третьим блоком новой для нас площадки «Сюйдапу» — пять месяцев. Задачи по срокам поставлены очень амбициозные, и их выполнение потребует четкой и слаженной работы всех участников проекта.