Устранить утечку

В СМИ и соцсетях бурно обсуждают идею академика РАН Георгия Георгиева ограничить молодым ученым трудоустройство за рубежом. Если они получают образование бесплатно, то должны работать на государство минимум 15 лет, заявил академик. В атомных институтах предложили свои методы борьбы с утечкой мозгов.


ЮРИЙ ВАЛИКОВ
Ученый секретарь, НИИАР

— Необходимо, чтобы молодые исследователи видели результаты своего интеллектуального труда — не только в отчетах, статьях, но и в реальности, внедренными.

ДМИТРИЙ ЯГНЯТИНСКИЙ
Научный сотрудник, НИИ «НПО «Луч»

— Руководство страны должно осознать, что молодые ученые стремятся за границу в основном по двум причинам. Первая — там значительно выше оплата труда. Вторая — многие направления науки в нашей стране, к сожалению, не развиваются. Если ученому интересна какая-то тема, а занимаются ею только за рубежом, неудивительно, что он хочет уехать.

ЯНА КОКУРИНА
Заместитель гендиректора по персоналу, ВНИИНМ

— Приятно работать там, где уважают и ценят мнение каждого, где можно учиться у выдающихся ученых, перенимать знания, повышать квалификацию. Хороший мотивирующий механизм — конкурсы типа «Инновационного лидера», премии для молодых ученых. В НИИ должно поощряться обучение в аспирантурах, докторантурах, защита диссертаций. Молодым специалистам нужно дать шанс удовлетворить лидерские амбиции, руководить научными проектами. И наконец, должна быть выстроена прозрачная карьерная схема в науке.

АНТОН БЛИКОВ
Начальник научно-исследовательской лаборатории, Институт газодинамики и физики взрыва, РФЯЦ-ВНИИЭФ

— Руководство страны могло бы потребовать от студентов, получающих образование по критически важным направлениям науки: учишься бесплатно — отработай пять лет по специальности на благо родины.
Условия для ученых в нашей отрасли достаточно хорошие. Но остро стоит проблема с жильем в моногородах. Цены на квартиры очень высокие, ставки по кредитам тоже немалые. Есть адресная поддержка молодых специалистов «Росатома» по программе «Доступное жилье». Хотелось бы, чтобы охват у программы был шире, а процентные ставки ниже.

Контекст

Некоторые думают, что утечка мозгов из России — проблема, оставшаяся в начале 2000-х. Но прошлогоднее исследование РАНХиГС показывает: интеллектуальная эмиграция в этом десятилетии растет. Причиной большинство респондентов называют «изменение экономической ситуации после 2014 года, трудности на рынке труда, снижение зарплаты, сокращение возможностей для карьеры». Для четверти выехавших на первом месте политическая ситуация.

Главный ученый секретарь президиума РАН, академик Николай Долгушкин рассказал РБК, что в 2013 году Россию покинули 20 тыс. высококвалифицированных специалистов, а в 2016-м — 44 тыс. «С 1990 года (по 2016-й. — «СР»)» количество исследователей уменьшилось в 2,7 раза, а среднегодовое сокращение персонала, который занимается исследованием и разработками, с 2000 года составляет 1,3 %. Хотя доля исследователей в возрасте до 39 лет выросла с 41 до 43,3 %, средний возраст исследователя превысил 50 лет», — сказал Долгушкин.

Главный ученый секретарь президиума РАН, академик Николай Долгушкин рассказал РБК, что в 2013 году Россию покинули 20 тыс. высококвалифицированных специалистов, а в 2016-м — 44 тыс. «С 1990 года (по 2016-й. — «СР»)» количество исследователей уменьшилось в 2,7 раза, а среднегодовое сокращение персонала, который занимается исследованием и разработками, с 2000 года составляет 1,3 %. Хотя доля исследователей в возрасте до 39 лет выросла с 41 до 43,3 %, средний возраст исследователя превысил 50 лет», — сказал Долгушкин.

АЛЕКСАНДР ПОНОМАРЕНКО
Начальник отдела планирования, исследования и контроля, ВНИИНМ

— Счастливый человек будет всеми силами стараться остаться там, где он счастлив. Создайте условия для счастья, и никто не уедет. Прежде всего должны быть удовлетворены базовые потребности. Если зарплата позволяет покупать качественные продукты, снимать квартиру в удобном районе, ездить в отпуск, завести семью, то базовые потребности удовлетворены. Возможность получить беспроцентный кредит на покупку квартиры, полис ДМС послужат дополнительной мотивацией.
Сейчас научных сотрудников беспокоит разрыв доходов в науке и менеджменте. Достаточно посмотреть вакансии для ученых и для менеджеров, чтобы беспокойство перешло в убеждение: что-то здесь неправильно.

ДМИТРИЙ ТОЛСТЫХ
Завлабораторией крупного слитка, Институт металлургии и машиностроения, «ЦНИИТМАШ»

— У ученых должна быть возможность реализовывать свои проекты, в том числе поисковые. Сейчас надо либо долго и зачастую безуспешно самостоятельно искать финансирование, либо заниматься только коммерческими НИОКР — зарабатыванием денег. У институтов большие проблемы с оборудованием. Даже когда государство или частный заказчик готовы платить за исследования, они совершенно не желают оплачивать покупку современного оборудования, без которого качественной работы не сделать.
Сейчас индикатор уровня успеха ученого — его публикации, однако требования служб безопасности практически не дают возможности публиковать актуальную информацию. Это мешает ученым развиваться и нарабатывать авторитет.

ИВАН САФОНОВ
Завлабораторией коррозионных испытаний, Институт материаловедения, «ЦНИИТМАШ»

— Будут условия для хорошего заработка — молодежи не захочется уезжать. Из конкретных действий: предлагаю сделать конкурс аванпроектов в госкорпорации молодежным. Я вижу в этом хороший способ мотивации и привлечения молодых сотрудников к решению интересных и актуальных задач.

СЕРГЕЙ БАЗЮК
Начальник лаборатории, НИИ «НПО «Луч»

— Эффективны в борьбе за сильных ученых повышение зарплаты и фонды для поддержки науки. Есть Российский научный фонд, Российский фонд фундаментальных исследований, Фонд перспективных исследований, но их гранты не позволяют выполнять детальную научно-техническую работу на высоком уровне. Нужна поддержка НИОКР от бизнеса. Кроме того, во многих отечественных институтах оборудование устарело. На Западе такие проблемы если и есть, то их масштаб существенно меньше.

ДМИТРИЙ МАЙНИКОВ
Старший научный сотрудник лаборатории технологии выщелачивания и разделительных процессов, председатель совета молодых ученых, ВНИИХТ

— Чтобы удержать молодых ученых в России, нужно повышать зарплату, причем в разы, обеспечивать жилье, досуг, медицину. Из большой науки в коммерцию люди уходят исключительно для того, чтобы больше зарабатывать. Оклад старшего научного сотрудника у нас в институте — 25,5 тыс., в фирмах начальная ставка для химика такого уровня — 75 тыс. А из страны люди уезжают из-за социальной неустроенности и, мне кажется, из-за пренебрежительного отношения чиновников к простому человеку, чего, думает большинство, в развитых странах нет. Государство решило проблемы спортсменов и кадровых военных: они получают большие зарплаты, социальные гарантии, общественное признание. Это позволило восстановить и наш спорт, и нашу армию.

ВЛАДИМИР СТЕПАНОВ
Инженер-технолог, НИИ «НПО «Луч»

— По-моему, нет проблемы в том, что молодые люди уезжают в поисках самореализации. Причина переезда может быть связана не только с зарплатой и бытовыми условиями. Может, в другой стране человеку просто приятно жить, и общаться он хочет не с Иваном Сергеевичем, а с каким-нибудь Лучано или Йоханом. Вопрос в том, что власти могут сделать для того, чтобы получить обратно специалиста с опытом работы за границей.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: